Отчет о результатах самообследования 2024

Утверждено
приказом директора
директор ГБОУ СО
«Алапаевская школа»
от 28.12.2024 № 01-08/448-ОД

Принято на заседании
общего собрания трудового
коллектива 26.12.2024
протокол № 6

Отчет о результатах самообследования
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области
«Алапаевская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
за 2024 год

Алапаевск
2024

I.

Общие сведения об образовательной организации

Наименование ОУ
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Свердловской области «Алапаевская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
1.2. Юридический, фактический адрес 624605, Свердловская область,
г.Алапаевск, ул. Р. Люксембург, д. 28; 624605, Свердловская область, г.Алапаевск,
ул. Володарского, 31.
1.3. Телефоны 8(34346)3-40-66 факс 8(34346)3-40-66
e-mail: alapskoshi@mail.ru
1.4. Директор Николина Ирина Сергеевна
1.5. Год основания 1961 год
1.6. Основным направлением деятельности ГБОУ СО "Алапаевская школа"
является оказание образовательных услуг согласно лицензии серия 66Л01 №
20325 от 30.03.2020г.
В образовательном учреждении реализуются следующие виды
образовательных программ:
- основная общеобразовательная программа начального общего образования
(адаптированная образовательная программа);
- основная общеобразовательная программа для детей с умственной
отсталостью;
дополнительные образовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы
1.7. Государственная аккредитация – нет.
1.8. Учредитель Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области.
ГБОУ СО "Алапаевская школа" является унитарной некоммерческой
организацией, созданной Свердловской областью для оказания услуг в целях
обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в
сфере образования.
Юридический адрес: 624605, Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Р.
Люксембург, д. 28.
Организационно-правовая форма - государственное учреждение
Тип образовательной организации - общеобразовательная организация
Тип государственного учреждения - бюджетное учреждение
Учреждение
находится в ведомственном
подчинении
главного
распорядителя бюджетных средств областного бюджета.
Целями деятельности учреждения являются:
1)
образовательная деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам – основная цель деятельности учреждения;
2)
создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений
в развитии, психолого-педагогическую, медико-социальную реабилитацию,

полноценную социализацию и интеграцию в общество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
3)
создание комплекса условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Предметом
деятельности
Учреждения
является
образовательная
деятельность, направленная на достижение целей создания Учреждения.
Основными видами деятельности на основании п.17 Устава являются:
1)
реализация
адаптированных
основных
общеобразовательных
программ для детей с умственной отсталостью;
2)
реализация основных общеобразовательных программ начального
общего образования;
3)
реализация основных общеобразовательных программ основного
общего образования;
4)
реализация основных общеобразовательных программ среднего
общего образования;
5)
реализация дополнительных общеразвивающих программ;
6)
содержание детей;
7)
присмотр и уход;
8)
психолого-медико-педагогическое обследование детей;
9)
первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую
программу обязательного медицинского страхования;
10) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере
образования, науки и молодежной политики;
11) предоставление питания;
12) коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая
помощь обучающимся;
13) организация отдыха детей и молодежи.
II.

Система управления образовательной организации.

Оценка системы управления образовательной организацией Управление
Образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим
законодательством, нормативно-правовыми актами РФ и Уставом. Помимо этого,
администрация и педагогический коллектив руководствуются в своей
деятельности
нормативными
и
организационно-распорядительными
документами, разработанными в Образовательном учреждении в соответствии с
действующим законодательством и Уставом: локальные акты, отражающие
особенности образовательного учреждения; приказы и распоряжения;
должностные и служебные инструкции. Школа самостоятельна в подборе и
расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной
и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Уставом.
Управление Образовательным учреждением осуществляется на принципах
сочетания единоначалия и коллегиальности.

Руководитель наделяется полномочиями в соответствии с законодательством,
Структуру органов управления Учреждения образуют:
Наименования
органа
директор

общее собрание
трудового
коллектива

Функции
 осуществляет оперативное и текущее руководство
деятельностью Учреждения;
 действует от имени Учреждения, в том числе представляет
его интересы и совершает сделки от его имени;
 утверждает
штатное
расписание,
план
финансово-хозяйственной
деятельности,
внутренние
документы, издает приказы и дает указания, обязательные для
исполнения всеми работниками Учреждения;
 подписывает финансовые документы;
 открывает лицевые счета;
 производит приём и увольнение работников устанавливает
заработную плату работникам, утверждает должностные
обязанности, поощряет и налагает дисциплинарные взыскания
на работников.
 участие в разработке и обсуждении проектов программы и
годовых планов развития Учреждения;
 участие в разработке коллективного договора, обсуждение
и принятие по нему решения;
 осуществление мер по обеспечению выполнения
коллективного договора;
 обсуждение по представлению администрации Учреждения
проектов локальных нормативных актов Учреждения,
вносить свои замечания, предложения, принимать меры по
обеспечению их соблюдения;
 применение мер общественного поощрения за успехи в
труде, выдвижение работников для морального и
материального поощрения администрации Учреждения;
выражение мнения по кандидатурам, представляемым к
муниципальным, областным и государственным наградам;
 обсуждение и одобрение планов мероприятий по
улучшению условий, охраны труда, оздоровительных
мероприятий и контролировать выполнение этих планов;
 осуществлять проверку состояния условий и охраны труда;
 рассматривать проекты устава Учреждения, изменений
(дополнений) к нему;
 избирать представителей от коллектива Учреждения в иные
органы управления, предусмотренные настоящим уставом;
 рассматривать локальные нормативные акты Учреждения,
а также иные вопросы, предусмотренные Положением об

Общем собрании, утверждаемым приказом директора
Учреждения.
совет учреждения  принятие программы развития, а также локальных актов
Учреждения,
определённых
Положением
о
Совете
учреждения;
 рассмотрение вопросов организации образовательного
процесса, развития учебно-методической и материальнотехнической оснащенности Учреждения;
 организация комиссий Учреждения по направлениям
деятельности Учреждения, создание конфликтных комиссий;
 внесение предложений в соответствующие органы о
представлении к награждению работников Учреждения
государственными и отраслевыми наградами;
 рассмотрение других вопросов, определённых Положением
о Совете учреждения.
педагогический
 рассмотрение вопросов развития содержания образования,
совет
совершенствования организации образовательного процесса,
учебно-методической работы в Учреждении, принятие
образовательных программ, индивидуального учебного
плана, календарного учебного графика и расписания учебных
занятий при организации обучения на дому;
 принятие решений об исключении (отчислении), переводе
обучающихся в случае и порядке, предусмотренном
настоящим уставом;
 внесение предложений в Совет учреждения о
представлении к награждению работников учреждения
государственными и отраслевыми наградами;
 рассмотрение других вопросов, определённых Положением
о педагогическом совете учреждения.
III.

Организация и содержание образовательного процесса

Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии с
Федеральным законом от 29.09.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Образовательное
учреждение
осуществляет
реализацию
общеобразовательных программ:

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), I вариант.

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), II вариант.
Режим работы образовательного учреждения
Организация образовательного процесса регламентируется годовым
календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые
разрабатываются
и
утверждаются
Образовательным
учреждением
самостоятельно. Школа работает с 8.00 до 17.00, в режиме пятидневной рабочей
недели.
Продолжительность учебного года
Учебный год начинается 1 сентября. В соответствии с учебным планом
устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс – 33
учебные недели, 2 – 9 классы – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность каникул
- в течение учебного года не менее 30 календарных дней;
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
На 30.12.2024г. в школе обучается 120 обучающихся, в том числе 16 по
индивидуальному учебному плану на дому.
В школе организован образовательный процесс в 13 классах.
Успешно закончили учебный 2023-2024 учебный год все обучающиеся.
Успешность обучения по итогам 2023–2024 учебного года - 100%.
В 2024 году на базе школы в общей сложности обучалось 120 детей с
ограниченными возможностями здоровья. Из них 27 обучающихся, что составляет
24%, - по индивидуальным учебным планам (ИУП), специальным
индивидуальным образовательным программам (СИПР). Это дети, обучавшиеся
как в классно-урочной форме в школе, так и в форме индивидуального обучения
на дому.


Анализ Адаптированной основной общеобразовательной программы
Краткая характеристика
показателей
1. Наличие структурных элементов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (5-9 классы)
пояснительная записка
Да (нет)
учебный план
Да
индивидуальные
учебные
планы
Да
обучающихся (обучение на дому)
программа воспитательной работы
Да
рабочие программы по учебным предметам
Да
рабочие
программы
элективных,
Да
факультативных курсов
Да
программы дополнительного образования, в
том
числе
программы
социальнотворческой,
проектной
деятельности,
спортивных занятий и т.д.
Показатели для анализа

индивидуальные
образовательные
Да
программы
Да
утвержденный
список
учебников
в
соответствии с перечнем учебников,
рекомендованных
и
допущенных
Министерством образования и науки РФ на
текущий год
Да
описание
обеспеченности
реализации
образовательной программы (кадровое,
материально-техническое, информационнотехнологическое)
ФГОС УО (1-4 классы)
целевой раздел
Да
содержательный раздел
Да
организационный раздел
Да
2. Соответствие содержания ООП типу и особенностям ОУ:
Да
наличие целей и задач образовательной
деятельности ОУ и их конкретизация в
соответствии с требованиями ФГОС, типом
и спецификой ОУ
Да
наличие обоснования выбора учебных
программ
различных
уровней
(расширенное, углубленное, профильное
изучение
предмета),
программ
факультативных и элективных курсов,
программ дополнительного образования и
их соответствие типу, целям, особенностям
ОУ
Да
наличие описания планируемых результатов
в соответствии с целями, особенностям ОУ
и системы их оценивания
наличие обоснования реализуемых систем
Да
обучения, образовательных методов и
технологий
и
т.д.,
особенностей
организации образовательного процесса в
соответствии
с
типом,
целями
и
особенностями ОУ
соответствие рабочих программ по учебным
Да
предметам ФГОС целям, особенностям ОУ
и контингента обучающихся
Да
соответствие
рабочих
программ
факультативных, целям, особенностям ОУ и
контингента обучающихся, а также их
запросам и интересам
соответствие
рабочих
программ
Да
дополнительного образования
целям,

особенностям
ОУ
и
контингента
обучающихся, а также их запросам и
интересам
соответствие
индивидуальных
Да
образовательных
программ,
индивидуальных программ по учебным
предметам запросам и потребностям
различных категорий обучающихся, а также
целям ОУ
Да
соответствие программ воспитания и
социализации
учащихся
целям,
особенностям
ОУ
и
контингента
обучающихся, а также их запросам и
интересам
Да
наличие
обоснования
перечня
используемых учебников, учебных пособий,
учебного и лабораторного оборудования в
соответствии
с
типом,
целями
и
особенностями ОУ
3. Соответствие Учебного плана (УП) Основной образовательной
программе ОУ
Да
наличие в пояснительной записке обоснования
выбора
уровня
изучения
предметов
инвариантной части УП (углубленное,
профильное, расширенное)
Да
наличие в пояснительной записке обоснования
выбора дополнительных предметов, курсов
вариативной части УП
Да
наличие в пояснительной записке обоснования
преемственности выбора учебных предметов и
курсов по уровням обучения
Да
соответствие перечня и названия предметов
инвариантной части учебного плана ОУ БУП
-2002 и БУП ФГОС
соответствие кол-ва часов, отведенных на
Да
изучение учебных предметов инвариантной
части БУП (минимальный объем)
Да
соответствие
распределениячасов
вариативной части пояснительной записке УП
(наличие
предметов,
элективных,
факультативных курсов, обеспечивающих
дополнительный
уровень
обучения
в
соответствии с целями и особенностями ОУ)
соответствие максимального объема учебной
Да
нагрузки требованиям СанПиН
4. Структура и содержание рабочих программ

указание в титульном листе на уровень
программы (базовый, профильный уровень,
расширенное или углубленное изучение)
наличие в пояснительной записке цели и задач
рабочей программы (для самостоятельно
составленных программ, а также для программ
элективных,
факультативных
курсов,
дополнительного образования, внеурочной
деятельности)
указание в пояснительной записке на
авторскую программу, которая используется в
качестве рабочей или источников, на основе
которых самостоятельно составлена рабочая
программа
обоснование в пояснительной записке
актуальности,
педагогической
целесообразности использования авторской
программы или самостоятельно составленной
рабочей программы
основное содержание рабочей программы
содержит перечисление основных разделов,
тем и дидактических элементов в рамках
каждой
темы
(для
самостоятельно
составленных программ, а также для программ
элективных,
факультативных
курсов,
дополнительного образования, внеурочной
деятельности)
в основном содержании рабочей программы
выделено дополнительное (по сравнению с
примерной или авторской программой)
содержание (для программ по учебным
предметам инвариантной части БУП)
наличие в учебно-тематическом плане
перечня разделов, тем, количества часов по
каждой теме
наличие
в
рабочей
программе
характеристики основных видов учебной
деятельности ученика (для программ в
соответствии с ФГОС)
наличие в требованиях уровню подготовки
обучающихся (требованиях к планируемым
результатам изучения программы)
описания ожидаемых результатов (в том
числе с учетом корректировки программы и
внесения дополнительного содержания) и
способов
их
определения
(для

Да
Да

Да

Да

Да

Да

Да
Да

Да

самостоятельно составленных программ, а
также
для
программ
элективных,
факультативных курсов, дополнительного
образования, внеурочной деятельности)
Да
перечень
учебно-методического
обеспечения содержит информацию о
выходных данных примерных и авторских
программ, авторского УМК и учебника,
дополнительной литературы, а также
данные об используемом учебном и
лабораторном оборудовании
Воспитательная работа
В 2024 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» функционировало 7 творческих
объединений и спортивных секций: 2 спортивно-оздоровительной направленности, 3
художественной направленности, 1 социально-гуманитарной направленности, 1
естественнонаучной направленности. 1 из творческих объединений реализовано в
форме сетевого взаимодействия с МБУ ДО «ДДТ». Дополнительным образованием
охвачено 86% обучающихся (многие ученики занимаются одновременно в 2, а иногда
и в 3 кружках, списочный состав кружков и секций – 136 человек).
За 2024 год обучающиеся неоднократно являлись участниками и призерами
Всероссийских и областных мероприятий, участниками Международных
мероприятий, принимали постоянное участие в спортивных соревнованиях и
творческих конкурсах, выставках, фестивалях различных уровней:

39 воспитательных и профилактических мероприятий Общешкольного
уровня – среднее количество участников 104 человека.

20 мероприятий Областного уровня – общее количество участников 69
человек. Из них: I место – 4 человека, II место – 11 человек, III место – 7 человек.

7 мероприятий Всероссийского уровня – общее количество участников 10
человек. Все награждены дипломами участников. Из них: 7 – дипломы I степени, 7 –
диплом II степени.
Трудоустройство выпускников
В 2023-2024 учебном году итоговая аттестация проводилась в форме
устного экзамена по билетам.
Общее количество выпускников, выбывших из школы в 2023-2024 учебном
году – 12.
Из них продолжают обучение:
4 выпускника в ГАПОУ СО «Алапаевский многопрофильный техникум»
2 - ГАПОУ СО «Социально-профессиональный техникум « Строитель»
1 - ГАПОУ СО «Артемовский колледж точного приборостроения».
5 выпускников имеют статус ребенок-инвалид, продолжать образование не могут
по состоянию здоровья.
IV.

Внутренняя система оценки качества образования

Согласно плану внутришкольного контроля в течение года осуществляется
контроль качества в следующих областях:

●
за выполнением всеобуча;
●
за уровнем достижения личностных, предметных результатов и
базовых учебных действий;
●
за качеством преподавания учебных предметов;
●
за работой ПП консилиума школы;
●
за школьной документацией;
●
за работой педагогических кадров.
Контроль осуществлялся в форме посещения администрацией школы
открытых уроков и занятий, анализ документации, анализ контрольных работ
учащихся (в классах для обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости), анализ выполнения индивидуальных программ развития (в классах
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной
отсталости, учеников надомного обучения).
Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития
включает в себя оценивание личностных и предметных планируемых результатов
освоения специальных индивидуальных программ развития (СИПР),
разработанных педагогами сопровождения с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей каждого ребёнка.
В ходе междисциплинарной работы школьного консилиума, педагоги,
осуществлявшие сопровождение детей в течение учебного года, поделились
своими наблюдениями и оценкой динамики обучения. Итоговые результаты
образования за оцениваемый период (учебный год) легли в основу развернутых
психолого-педагогических характеристик обучающихся. На основании
полученных данных будут составляться СИПР на новый учебный год.
В процессе посещения уроков обращалось внимание на соответствие
используемых методик и технологий типологическим и индивидуальным
особенностям обучающихся, адекватность применяемых методик и технологий
ожидаемым результатам, выбор формы организации образовательной
деятельности,
соответствие
дидактических
средств
образовательным
возможностям
учащихся.
Особое
внимание
уделялось
анализу
здоровьесберегающей среды в классе и в образовательном пространстве школы.
V.
Кадровое обеспечение в условиях реализации ФГОС образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
Численность работников на 31.12.2024г. составляет 47 человек, в том числе 4
совместителя.
Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими
кадрами и учебно-вспомогательным персоналом 100%.
В 2024 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» прошло 5 процедур
всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических
работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий.
Всего в процедуре аттестации приняли участие 5 педагогических работников.
Из 5 процедур аттестации: 2 по заявлениям педагогических работников на первую
квалификационную категорию, 3 – на высшую. Квалификационные категории
подтверждены, принято положительное решение.

На 31 декабря 2024 года из 23 (100 %) педагогических работников ГБОУ СО
«Алапаевская школа» доля педагогов, имеющих высшую квалификационную
категорию по занимаемой должности, составляет 17 % (4 человека), доля
педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, составляет 74% (17
человек). Не имеют квалификационной категории 1 человек (работает менее
года). 1 педагог (1%) аттестован на соответствие занимаемой должности.
Курсы повышения квалификации.
Всего в 2024 году обучение по дополнительным образовательным
программам повышения квалификации прошли обучение 10 работников
образовательной организации, из них 1 руководящий работник.
Повышение квалификации осуществлялось:
№ "Реализация модели "Школа полного
п/ дня": актуальные педагогические
п практики" (в рамках проекта "Школа
Минпросвещения России")

26.03.202416.04.2024

НТФ ИРО 40 ч.

Руководител
ь, 2
заместителя
директора

1

"Школа Мипросвещения России":
новые возможности для повышения
качества образования" Вариативный
модуль : Руководитель "Школы
Минпросвещения России"

26.03.202422.04.2024

НТФ ИРО 48 ч.

Руководител
ь,
заместитель
директора
по УВР

2

ДПП ПК «Дополнительное
образование в едином
образовательном пространстве проекта
«Школа Минпросвещения России»
«Медиативные технологии в работе
классного руководителя (32 час.)
"Профилактика детских
деструктивных поведений"

06.05.2024
17.06.2024

НТФ ИРО 72ч

1 педагог

20.05.24 23.05.24
01.04.24 11.04.24

2 педагога

"Использование компьютерных
технологий в процессе обучения
информатике в условиях реализации
ФГОС"

06.10.24 23.10.24

ГАОУ
32 ч.
ДПО ИРО
Центр
36 ч.
онлайн обучения
Всеросси
йского
форума
"Педагоги
России:
иновации
в
образован
ии"
ООО
36ч.
"Московс
кий
институт
професси
ональной
переподго
товки и
повышен
ия

3
4

5

4 педагога

1 педагог

6

"Оценка результатов
профессиональной деятельности
аттестующихся работников
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность"

1630.10.2024.

7

"Разработка интерактивных
обучающих материалов на печатной
основе"

02.11.24 20.11.24

квалифик
ации
педагогов
"
НТФ ИРО 40 ч.

ООО
36ч.
"Московс
кий
институт
професси
ональной
переподго
товки и
повышен
ия
квалифик
ации
педагогов
"

1 педагог

1 педагог

Наличие методических объединений
В 2024 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» функционировали следующие
методические объединения:
1)
методическое
объединение
учителей,
реализующих
АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1),
руководитель Коршунова Н.В., учитель школы (22 учителя)
2)
методическое объединение учителей, реализующих АООП
образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью, ТМНР (вариант 2), руководитель – Молокова И.Ю., учитель школы
1)
методическое объединение классных руководителей – руководитель: Потапова
В.Р. (12 классных руководителей)

методическое объединение специалистов (педагогов- психологов, учителейлогопедов): руководитель – Шульга Д.С., педагог-психолог (6 специалистов).
3)
методическое
объединение
учителей
трудового
обучения,
руководитель – Шадрин Г.И., учитель
4)
методическое объединение по воспитательной работе – Харлова Л.В.,
учитель, классный руководитель. (1 заместитель директора по ВР, 13 классных
руководителей, 1 педагог-организатор, 1 социальный педагог)
2)

Работа методического объедения учителей осуществлялась по общей
методической теме «Воспитательный потенциал урока как средство формирования
развивающейся личности». В 2024 году педагоги методического объединения работали
над актуальной для практики проблемой поиска новых форм и методов
воспитательной работы в рамках урочной деятельности с обучающимися. В рамках
заседаний методического объединения учителя обменивались опытом, проводили
открытые уроки по данной проблеме. На открытых уроках продемонстрировано
практическое применение современных образовательных технологий таких как:
информационно-коммуникативные технологии, игровые, проблемные, обучение в
сотрудничестве, системно-деятельностный подход. Педагоги владеют учебным
материалом, методикой ведения уроков, используют при проверке знаний, при
объяснении нового материала различные формы и методы работы. Учебный процесс в
каждом классе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий и индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Свой опыт работы в данном направлении педагоги представили на итоговом
заседании педагогического совета в мае 2024 года. Анализ результатов работы
педагогов за 2024 год позволил выявить наиболее интересный и успешный опыт
работы по вопросам воспитания в рамках урочной деятельности.
В мае 2024 года состоялся педагогический совет «Воспитательный потенциал
урока как средство формирования развивающейся личности», где были
представлены выступления на следующие темы:
1) Анализ реализации воспитательного потенциала на уроках в ГБОУ СО
"Алапаевская школа"
2) Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках чтения
3) Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся на уроках
информатики
4) Формирование профессиональной грамотности на логопедических занятиях
5) Формирование навыков здорового питания у обучающихся с ТМНР через
систему урочной деятельности.
6) Воспитание речевого этикета в рамках урока "Основы социальной жизни" для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
7) Трудовое воспитание на уроках в начальной школе.
8) Формирование нравственных качеств и экологическое воспитание
обучающихся 2 класса на уроках "Мир природы и человек"
9) Формирование и развитие социально значимых
качеств личности
обучающихся на уроках профильного труда
10) Духовно-нравственное воспитание на уроках ОСЖ
11) Формирование навыков сотрудничества на уроках адаптивной
физкультуры"
12) Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения в 5 классе
13) Формирование навыков сотрудничества у младших школьников с УО (ИН)
на уроках математики
14) Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся с УО (ИН)
на уроках математики 8 класса
15) Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения
16) "Реализация экологического воспитания на уроках географии"
17) Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с УО (ИН)
18) Формирование экологической культуры обучающихся с УО (ИН) на уроках

"Мир природы и человек" в 3 классе"
19) Формирование лидерских качеств обучающихся с умственной отсталостью
(ИН) на уроках физкультуры"
По итогам работы за 2024 год определены приоритетные направления
самообразования педагогов ГБОУ СО «Алапаевская школа» на 2024 год.
Методическое объединение специалистов, которое направлено на оказание
комплексной психолого- логопедической помощи детям с ОВЗ в контексте
основных направлений ФГОС; повышение качества коррекционной работы в
образовательном процессе и профессиональной компетентности педагогов в
области логопедии, дефектологии, психологии; организация пространства для
стимулирования обмена опытом и развитие рефлексии.
В результате работы ШМО пополнена база данных: диагностический и
коррекционно-развивающий инструментарий, подобранный с учетом специфики
развития обучающихся, внесены коррективы в программу коррекционной работы по
ФАООП УО п.43, п.44.
В 2024 году состоялись 5 заседаний ШМО учителей реализующих АООП
образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью, ТМНР (вариант 2), на которых разработаны и приняты карты
развития жизненных компетенций у обучающихся с тяжелыми и
множественными нарушениями развития 2 вариант, карты личностных
достижений обучающихся 2 варианта, критерии личностных результатов,
обучающихся (параметры оценки, индикаторы). Определены основные
направления внеурочной деятельности для контингента обучающихся ГБОУ СО
«Алапаевская школа», осваивающих АООП 2 вариант:
- Реабилитационно- оздоровительное
Коммуникативное
Информационное
Художественно-эстетическое творческое.
В рамках работы методического объединения были также рассмотрены
вопросы по организации тьюторского сопровождения, организации обучения на
дому.
В 2024 году состоялись 6 заседаний ШМО классных руководителей. В первом
полугодии состоялся методический семинар по организации классных часов и
воспитательных мероприятий, входе которого было решено составить и утвердить
Положение о проведении классного часа». Проанализирована работа в области
нравственно-патриотического воспитания, состоялись открытые воспитательные
мероприятия по итогам которых наиболее успешный опыт в данном направлении был
представлен педагогическому коллективу. Были рассмотрены проблемные вопросы в
организации деятельности классного руководителя.
Во втором полугодии 2024 года состоялось заседание МО по вопросу роли
классного руководителя, педагога-организатора и социального педагога в повышении
эффективности процесса воспитания, а ходе которого утвердили необходимую
документацию педагогов, реализующих Программу воспитания. Состоялся
методический семинар, где были рассмотрены методические рекомендации по
созданию специальных условий при проведении цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном» для обучающихся с нарушением интеллекта.
Проанализировано взаимодействие классных руководителей, социального педагога и

семьи в вопросах профилактики, педагогам напомнили про алгоритмы действий при
выполнении индивидуальной и групповой профилактической работы. Рассмотрены
эффективные практики реализации программы детской активности «Орлята России»,
разработаны примерные мероприятия для реализации программы в ГБОУ СО
«Алапаевская школа», принято решение реализовать программу «Орлята России» с
2025-2026 учебного года.
Наличие проблемных, творческих групп
образования с учетом специфики организации

по

актуальным

вопросам

В 2024 году в педагогическом коллективе ГБОУ СО «Алапаевская школа»
для решения актуальных проблем практики и организации экспериментальной
работы была создана творческая группа по разработке программы воспитания для
обучающихся по АООП II вариант (руководитель: руководитель ШМО по
воспитательной работе.). Данная группа осуществляла свою деятельность по
наполнению содержательной части программы воспитания обучающихся по
АООП II вариант (представители рабочих групп педагогов представили формы и
виды деятельности в соответствии с модулями программы). В августе 2024 года
были внесены изменения в рабочую программу воспитания ГБОУ СО
«Алапаевская школа» в соответствии с требованиями ФАООП.
Характеристика административно-управленческого персонала

Административно-управленческий
персонал (физические
лица) (всего)
Административно-управленческий
персонал
(штатные
единицы) (всего)
Административно-управленческий
персонал,
имеющий
специальное образование (менеджмент)
Административно-управленческий персонал, получивший или
повысивший квалификацию в области менеджмента за
последние 5 лет (физические лица)
Административно-управленческий
персонал,
ведущий
учебные часы
Учителя,
имеющие
внутреннее
совмещение
по
административно-управленческой
должности (физических
лиц)

Количество
4
4
3
2

3
0

Сведения о специалистах психолого-медико-социального сопровождения
Должность
Педагоги-психологи
Учителя-логопеды
Учителя-дефектологи
Социальные педагоги
Педагоги дополнительного образования
Медицинские работники
Тьютор
VI.

Кол-во
2
3
0
1
5
2
1

Наличие условий образовательного процесса

Характеристика информационно-технического оснащения и условий
Показатели
Обеспеченность обучающихся учебной литературой (%)
Количество компьютеров, применяемых в учебном
процессе
Наличие библиотеки/информационно-библиотечного
центра
Возможность пользования сетью Интернет обучающимися
Количество АРМ (автоматизированное рабочее место
учителя)
Кол-во компьютеров, применяемых в управлении
Возможность пользования сетью Интернет педагогами
Наличие официального сайта ОУ

Показатели
ОУ
100
23
Да
Да
19
3
Да
Да

Наличие условий организации образовательного процесса
Кол

Перечень учебных и иных помещений
-во
Кабинет математики
Кабинет биологии/географии
Компьютерный класс
Кабинет русского языка и литературы
Кабинет истории
Кабинет географии
Кабинет технологии
Кабинет ИЗО
Кабинет музыки
Спортивный зал (приспособленный)
Читальный зал
Кабинет начальных классов
Актовый зал
Библиотека

1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
0
4
0
1

Наличие условий для обеспечения обучающихся питанием
Обеспеченность обучающихся медицинским обслуживанием

Да
Да

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей
с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для
получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ
фиксируется в рекомендациях ПМПК.
Кадровые условия
Обеспечение кадровых условий одно из основных направлений деятельности
образовательной организации при внедрении ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В штат специалистов ГБОУ СО «Алапаевская школа» в 2024 году,
реализующей АООП входили руководящие, педагогические и иные работники,
имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой
занимаемой должности.
Все специалисты прошли профессиональную переподготовку или курсы
повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о
профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении
квалификации установленного образца.
Материально-технические условия образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальными
нарушениями
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного
процесса в 2024 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» обеспечивало
возможность:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- организации временного режима обучения;

- организации рабочего места;
- техническим средствам обучения;
- учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим
особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в
соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
- материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других
участников образовательного процесса.
Организация пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором
осуществляется образование детей с ОВЗ, соответствовало действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений, предъявляемым к:
- территории образовательного учреждения; для детей, передвигающихся на
коляске - обеспечение возможности подъезда в здания через пандус,
механический подъемник; имеется парковочное место на стоянке для
маломобильных групп населения;
зданию
образовательного
учреждения
(для
осуществления
образовательного процесса оборудованы рабочие зоны и зоны для
индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для
активной деятельности обеспечена возможность для организации внеурочной
деятельности). В учебном процессе используются технические средства обучения,
мультимедийные средства: аппаратно-программный комплексы педагогов,
мобильный класс, интерактивные доски, веб-камеры которые дают возможность
удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют
мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность
обучающихся.
В учебном корпусе № 1 оборудован санузел для ребенка с НОДА.
В учреждении оборудованы кабинеты специалистов (2 кабинета педагогапсихолога, 2 кабинета учителя-логопеда), имеется приспособленный зал для
физкультурно-оздоровительной
и
лечебно-профилактической
работы,
медицинские кабинеты, помещение библиотеки; помещение для питания
обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой.
Для осуществления трудового обучения в рамках предмета «Профильный
труд» оборудованы мастерские и кабинет кулинарии.
Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы
Для
обучающихся,
осваивающих
адаптированную
основную
образовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью имеются в полном объеме учебники и рабочие тетради,
учитывающие особенности их психофизиологического развития и особые
образовательные потребности. Предметное содержание специальных учебников,
их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд специфичны,
поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения,
ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации
нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность

на общее и речевое развитие обучающихся в используемых методах и
приемах обучения посредством учебных материалов.
Наличие специальных программных средств (кроме программных
средств общего назначения)

Интерактивное оборудование (интерактивная доска и мультимедийный
проктор) – 6 шт;

В кабинете логопеда для проведения коррекционно-развивающих
занятий имеются:

Интерактивная обучающая программа «Волшебная поляна» (комплекс
из 19 готовых интерактивных развивающих и обучающих игр (общее развитие,
творческое развитие и психологическая разгрузка);

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры»,
направленная на развитие речи и исправление имеющихся речевых нарушений;

Программное обеспечение для реализации методики «Развитие и
коррекция речи детей 4-8 лет», предназначенное для проведения логопедической
работы с такими видами речевых нарушений как ОНР, ФФНР, НПОЗ;

В кабинете педагога-психолога установлен программный комплекс
«Лонгитюд», предназначенный для решения широкого спектра учебных,
исследовательских и прикладных задач в области психологии, педагогики,
социальной работы).
Благодаря специальным программным средствам педагоги и специалисты
сопровождения (логопеды, дефектологи, психолог) имеют в своём распоряжении
достаточно большую базу упражнений для развития интеллекта, речи, готовые
элементы и приёмы для организации и проведения групповых и индивидуальных
занятий.
Комплексная безопасность
Согласно ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана
здоровья включает в себя в числе прочего и организацию питания, и определение
режима занятий и продолжительности каникул, и профилактику, и запрещение
курения, и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе,
и профилактику несчастных случаев.
Мероприятия по охране труда, профилактике травматизма, проявлений
терроризма и экстремизма, гражданской обороне в 2024 году осуществлялись в
соответствии с утверждёнными планами, основным из которых являлся План
основных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности,
разработанный на основании приказа Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области.
Основные направления деятельности учреждения по профилактике травматизма
в 2024 году являлись:
1. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
2. Предупреждение производственного травматизма.
3. Предупреждение детского травматизма.
4. Общие организационно-технические мероприятия по профилактике
травматизма, улучшению условий труда и охране здоровья.

В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий в школе
проводилась следующая работа:
- ежедневно в конце учебного дня педагогами проводятся «минутки
безопасности» с занесением в журнал;
- оформлены стенды по правилам дорожного движения;
- оформлены в каждом классе уголки по ПДД, где даны рекомендации по
профилактике ДТП учащимся и родителям.
- проводятся конкурсы рисунков и конкурсы стихов с 1 по 9 класс по ПДД;
- ежегодно проводятся «уроки безопасности»
- Месячник безопасности (сентябрь, май)
- Классные часы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма с 1-9 классы.
- Общешкольные родительские собрания «Безопасность детей» в целях
профилактики дорожно-транспортных происшествий и сокращения детского
дорожно-транспортного травматизма
- Анализ детского травматизма за 12 месяцев 2024г.
- Оперативные совещания по вопросам по профилактики и предупреждения
детской травматизма
- Ведутся журналы инструктажа при выходе на мероприятия, проводимые вне
стен ОУ.
По итогу 2024 года ДТП с участием обучающихся ГБОУ СО «Алапаевская
школа» нет.
Охрана труда
Организация службы охраны труда в образовательном учреждении является
основным методом обеспечения безопасности учебного процесса Грамотная
организация службы охраны труда в образовательном учреждении является
обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует
профилактики детского травматизма.
Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации
службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение
обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.
Со всеми сотрудниками ОУ в соответствии с законодательством проводятся
инструктажи по охране труда:
-вводный (при приеме на работу)
-первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной
деятельности)
-повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по
должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на
рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев);
-внеплановый (при введении в действие новых или переработанных
инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда,
которые привели к травме, аварии, пожару);
-целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий).
Для регистрации инструктажей ведутся журналы:
-первичного инструктажа

-вводного инструктажа
Ведутся учет и расследование несчастных случаев на производстве (с
учащимися и работниками)
Организовано обучение и проверка знаний по охране труда, которая
проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня
принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле
обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного
травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ
предусмотрено, что "все работники организации, в том числе ее руководитель,
обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований
охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Составлен график прохождения обучения по ОТ.
В учреждении оформлен уголок по охране труда.
В школе разработан «алгоритм действия руководителя, дежурного
администратора, учителя» при несчастных случаях с обучающимися.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале
установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех
видов деятельности:
- учебные занятия;
- трудовая подготовка;
- занятия общественно-полезным трудом;
- экскурсии, походы;
- спортивные занятия, соревнования;
- кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
В 2024 году несчастных случаев на производстве (с обучающимися и
работниками) нет.
Таким образом, в школе ведётся систематическая работа по созданию
безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а
также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев,
пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Работа в области гражданской обороны проводилась в соответствии с
Планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах, согласованным в отделе гражданской
защиты МО г. Алапаевск.
Профилактика инфекционных заболеваний
В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных
заболеваний в 2024 году медицинские работники проводили:
- медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью
выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний, в т. ч. на педикулез,
ОРВИ;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся,
особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров обучающихся и
проведение профилактических прививок;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физической
культурой;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи
(при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию,
оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;
- один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят
в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом,
их отправляют домой для санации.
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае
инфекционных и паразитарных заболеваний среди обучающихся и персонала
учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном
порядке;
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием
территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены
обучающимися и персоналом;
организацию и проведение профилактических и санитарнопротивоэпидемических мероприятий;
- работу по организации и проведению профилактической и текущей
дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
- работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания,
состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за
правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от
пола, возраста и состояния здоровья;
- контроль за пищеблоком и питанием детей;
- ежедневная термометрия обучающихся и сотрудников ОУ с целью
недопущения распространения коронавирусной инфекции;
- ведение медицинской документации.
В 2024 году проведена вакцинация обучающихся согласно Национальному
календарю профилактических прививок.
В
2024 году групповых инфекционных заболеваний в ГБОУ СО
«Алапаевская школа» не зафиксировано.
VII. Анализ показателей деятельности организации
Показатели

Единица
измерения

Количество

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся

человек

120

Численность учащихся 1 – 4 классов

человек

40

Численность учащихся 5 – 9 классов

человек

77

человек
(процент)

25%

Численность (удельный вес) учащихся –
победителей и призеров олимпиад, смотров,
конкурсов от общей численности
обучающихся, в том числе:
− регионального уровня
− федерального уровня

3%

− международного уровня

0

Численность (удельный вес) учащихся по
программам с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного
обучения от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

0

Численность (удельный вес) учащихся в
рамках сетевой формы реализации
образовательных программ от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

0

человек

24

Общая численность педработников, в том
числе количество педработников:
− с высшим образованием
− высшим педагогическим образованием

21

− средним профессиональным образованием
− средним профессиональным
педагогическим образованием
Численность (удельный вес) педработников с
квалификационной категорией от общей
численности таких работников, в том числе:

3
человек
(процент)

− с высшей

4%

− первой

81%

- соответствие занимаемой должности

8%

Численность (удельный вес) педработников
от общей численности таких работников с
педагогическим стажем:

человек
(процент)

− до 5 лет

23%

− больше 30 лет

8%

Численность (удельный вес) педработников
от общей численности таких работников в
возрасте:

человек
(процент)

− до 30 лет

27%

− от 55 лет

8%

Численность (удельный вес) педагогических
и административно-хозяйственных
работников, которые за последние 5 лет
прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей
численности таких работников

человек
(процент)

100%

Численность (удельный вес) педагогических
и административно-хозяйственных
работников, которые прошли повышение
квалификации по применению в
образовательном процессе ФГОС, от общей
численности таких работников

человек
(процент)

100%

Количество компьютеров в расчете на одного
обучающегося

единиц

0,26

Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего
количества единиц библиотечного фонда в
расчете на одного учащегося

единиц

6

Наличие в школе системы электронного
документооборота

да/нет

нет

Наличие в школе читального зала
библиотеки, в том числе наличие в ней:

да/нет

нет
нет

Инфраструктура

− рабочих мест для работы на компьютере
или ноутбуке
− медиатеки

нет

− средств сканирования и распознавания
текста

нет

− выхода в интернет с библиотечных
компьютеров

да

− системы контроля распечатки материалов

нет

Численность (удельный вес) обучающихся,
которые могут пользоваться

человек
(процент)

37
(33%)

широкополосным интернетом не менее
100 Мб/с, от общей численности
обучающихся
Общая площадь помещений для
образовательного процесса в расчете на
одного обучающегося

кв. м

4,3

Анализ показателей указывает на то, что школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.3286 – 15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» и позволяет реализовывать
адаптированные основные образовательные программы в полном объеме в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят
повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных
результатов образовательных достижений обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».