Утверждено
приказом директора
директор ГБОУ СО
«Алапаевская школа»
от 30.12.2021 № 428-ОД
Принято на заседании
общего собрания трудового
коллектива 27.12.2021
протокол № 3
Отчет о результатах самообследования
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области
«Алапаевская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
за 2021 год
Алапаевск
2021
I.
Общие сведения об образовательной организации
Наименование ОУ
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Свердловской области «Алапаевская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
1.2. Юридический, фактический адрес 624605, Свердловская область,
г.Алапаевск, ул. Р. Люксембург, д. 28; 624605, Свердловская область, г.Алапаевск,
ул. Володарского, 31.
1.3. Телефоны 8(34346)3-40-66 факс 8(34346)3-40-66
e-mail:alapskoshi@mail.ru
1.4. Директор Николина Ирина Сергеевна
1.5. Год основания 1961 год
1.6. Основным направлением деятельности ГБОУ СО "Алапаевская школа"
является оказание образовательных услуг согласно лицензии серия 66Л01 №
20325 от 30.03.2020г.
В образовательном учреждении реализуются следующие виды
образовательных программ:
- основная общеобразовательная программа начального общего образования
(адаптированная образовательная программа);
- основная общеобразовательная программа для детей с умственной
отсталостью;
дополнительные образовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы
1.7. Государственная аккредитация – нет.
1.8. Учредитель Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области.
ГБОУ СО "Алапаевская школа" является унитарной некоммерческой
организацией, созданной Свердловской областью для оказания услуг в целях
обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в
сфере образования.
Юридический адрес: 624605, Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Р.
Люксембург, д. 28.
Организационно-правовая форма - государственное учреждение
Тип образовательной организации - общеобразовательная организация
Тип государственного учреждения - бюджетное учреждение
Учреждение находится в ведомственном подчинении главного
распорядителя бюджетных средств областного бюджета.
Целями деятельности учреждения являются:
1)
образовательная деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам – основная цель деятельности учреждения;
2)
создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений
в развитии, психолого-педагогическую, медико-социальную реабилитацию,
полноценную социализацию и интеграцию в общество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
3)
создание комплекса условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Предметом
деятельности
Учреждения
является
образовательная
деятельность, направленная на достижение целей создания Учреждения.
Основными видами деятельности на основании п.17 Устава являются:
1)
реализация
адаптированных
основных
общеобразовательных
программ для детей с умственной отсталостью;
2)
реализация основных общеобразовательных программ начального
общего образования;
3)
реализация основных общеобразовательных программ основного
общего образования;
4)
реализация основных общеобразовательных программ среднего
общего образования;
5)
реализация дополнительных общеразвивающих программ;
6)
содержание детей;
7)
присмотр и уход;
8)
психолого-медико-педагогическое обследование детей;
9)
первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую
программу обязательного медицинского страхования;
10) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере
образования, науки и молодежной политики;
11) предоставление питания;
12) коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая
помощь обучающимся;
13) организация отдыха детей и молодежи.
II.
Система управления образовательной организации.
Оценка системы управления образовательной организацией Управление
Образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим
законодательством, нормативно-правовыми актами РФ, и Уставом. Помимо
этого, администрация и педагогический коллектив руководствуются в своей
деятельности
нормативными
и
организационно-распорядительными
документами, разработанными в Образовательном учреждении в соответствии с
действующим законодательством и Уставом: локальные акты, отражающие
особенности образовательного учреждения; приказы и распоряжения;
должностные и служебные инструкции. Школа самостоятельна в подборе и
расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной
и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Уставом.
Управление Образовательным учреждением осуществляется на принципах
сочетания единоначалия и коллегиальности.
Руководитель наделяется полномочиями в соответствии с законодательством,
Структуру органов управления Учреждения образуют:
Наименования
органа
директор
Функции
осуществляет оперативное и текущее руководство
деятельностью Учреждения;
действует от имени Учреждения, в том числе представляет
его интересы и совершает сделки от его имени;
утверждает
штатное
расписание,
план
финансово-хозяйственной
деятельности,
внутренние
документы, издает приказы и дает указания, обязательные для
исполнения всеми работниками Учреждения;
подписывает финансовые документы;
открывает лицевые счета;
производит приём и увольнение работников устанавливает
заработную плату работникам, утверждает должностные
обязанности, поощряет и налагает дисциплинарные взыскания
на работников.
общее собрание участие в разработке и обсуждении проектов программы и
трудового
годовых планов развития Учреждения;
коллектива
участие в разработке коллективного договора, обсуждение
и принятие по нему решения;
осуществление мер по обеспечению выполнения
коллективного договора;
обсуждение по представлению администрации Учреждения
проектов локальных нормативных актов Учреждения,
вносить свои замечания, предложения, принимать меры по
обеспечению их соблюдения;
применение мер общественного поощрения за успехи в
труде, выдвижение работников для морального и
материального поощрения администрации Учреждения;
выражение мнения по кандидатурам, представляемым к
муниципальным, областным и государственным наградам;
обсуждение и одобрение планов мероприятий по
улучшению условий, охраны труда, оздоровительных
мероприятий и контролировать выполнение этих планов;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда;
рассматривать проекты устава Учреждения, изменений
(дополнений) к нему;
избирать представителей от коллектива Учреждения в иные
органы управления, предусмотренные настоящим уставом;
рассматривать локальные нормативные акты Учреждения,
а также иные вопросы, предусмотренные Положением об
Общем собрании, утверждаемым приказом директора
Учреждения.
совет учреждения принятие программы развития, а также локальных актов
Учреждения,
определённых Положением о Совете
учреждения;
педагогический
совет
III.
рассмотрение вопросов организации образовательного
процесса, развития учебно-методической и материальнотехнической оснащенности Учреждения;
организация комиссий Учреждения по направлениям
деятельности Учреждения, создание конфликтных комиссий;
внесение предложений в соответствующие органы о
представлении к награждению работников Учреждения
государственными и отраслевыми наградами;
рассмотрение других вопросов, определённых Положением
о Совете учреждения.
рассмотрение вопросов развития содержания образования,
совершенствования организации образовательного процесса,
учебно-методической работы в Учреждении, принятие
образовательных программ, индивидуального учебного
плана, календарного учебного графика и расписания учебных
занятий при организации обучения на дому;
принятие решений об исключении (отчислении), переводе
обучающихся в случае и порядке, предусмотренном
настоящим уставом;
внесение предложений в Совет учреждения о
представлении к награждению работников учреждения
государственными и отраслевыми наградами;
рассмотрение других вопросов, определённых Положением
о педагогическом совете учреждения.
Организация и содержание образовательного процесса
Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии с
Федеральным законом от 29.09.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Образовательное
учреждение
осуществляет
реализацию
общеобразовательных программ:
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), I вариант.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), II вариант.
Режим работы образовательного учреждения
Организация образовательного процесса регламентируется
годовым
календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые
разрабатываются
и
утверждаются
Образовательным
учреждением
самостоятельно. Школа работает с 8.00 до 17.00, в режиме пятидневной рабочей
недели.
Продолжительность учебного года
Учебный год начинается 1 сентября. В соответствии с учебным планом
устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс – 33
учебные недели, 2 – 9 классы – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность каникул
- в течение учебного года не менее 30 календарных дней;
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
На 31.12.2021г. в школе обучалось 113 учащихся, в том числе 16 учащихся
находятся на индивидуальном обучении на дому.
В школе организован образовательный процесс в 10 классах.
Успешно закончили учебный 2020-2021 учебный год все обучающиеся.
Успешность обучения по итогам 2020–2021 учебного года - 100%.
В связи с введением Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020
№ 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима
повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от
новой коронавирусной инфекции» ограничительных мероприятий на территории
Свердловской области образовательная деятельность во 2 учебной четверти 20202021 учебного года, а также 3 учебной четверти 2021-2022 учебного года
осуществлялась в условиях дистанционного обучения с применением
электронных образовательных технологий. Обучающиеся осваивали программы
на образовательной платформе «Электронный дневник».
В 2021 году на базе школы в общей сложности обучалось 113 детей с
ограниченными возможностями здоровья. Из них 27 обучающихся, что составляет
24%, - по
индивидуальным учебным планам (ИУП), специальным
индивидуальным образовательным программа (СИПР). Это дети, обучавшиеся
как в классно-урочной форме в школе, так и в форме индивидуального обучения
на дому.
Анализ Адаптированной основной общеобразовательной программы
Показатели для анализа
Краткая характеристика
показателей
1. Наличие структурных элементов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (5-9 классы)
пояснительная записка
Да (нет)
учебный план
Да
индивидуальные
учебные
планы
Да
обучающихся (обучение на дому)
программа воспитательной работы
Да
рабочие программы по учебным предметам
Да
рабочие
программы
элективных,
Да
факультативных курсов
программы дополнительного образования, в
Да
том
числе
программы
социально-
творческой,
проектной
деятельности,
спортивных занятий и т.д.
индивидуальные
образовательные
Да
программы
утвержденный
список
учебников
в
Да
соответствии с перечнем учебников
рекомендованных
и
допущенных
Министерством образования и науки РФ на
текущий год
описание
обеспеченности
реализации
Да
образовательной программы (кадровое,
материально-техническое, информационнотехнологическое)
ФГОС УО ( 1-4 классы)
целевой раздел
Да
содержательный раздел
Да
организационный раздел
Да
2. Соответствие содержания ООП типу и особенностям ОУ:
наличие целей и задач образовательной
Да
деятельности ОУ и их конкретизация в
соответствии с требованиями ФГОС, типом
и спецификой ОУ
наличие обоснования выбора учебных
Да
программ
различных
уровней
(расширенное, углубленное, профильное
изучение
предмета),
программ
факультативных и элективных курсов,
программ дополнительного образования и
их соответствие типу, целям, особенностям
ОУ
наличие описания планируемых результатов
Да
в соответствии с целями, особенностям ОУ
и системы их оценивания
наличие обоснования реализуемых систем
Да
обучения, образовательных методов и
технологий
и
т.д.,
особенностей
организации образовательного процесса в
соответствии
с
типом,
целями
и
особенностями ОУ
соответствие рабочих программ по учебным
Да
предметам ФГОС целям, особенностям ОУ
и контингента обучающихся
соответствие
рабочих
программ
Да
факультативных, целям, особенностям ОУ и
контингента обучающихся, а также их
запросам и интересам
соответствие
рабочих
программ
Да
дополнительного образования
целям,
особенностям
ОУ
и
контингента
обучающихся, а также их запросам и
интересам
соответствие
индивидуальных
Да
образовательных
программ,
индивидуальных программ по учебным
предметам
запросам и потребностям
различных категорий обучающихся, а также
целям ОУ
соответствие программ воспитания и
Да
социализации
учащихся
целям,
особенностям
ОУ
и
контингента
обучающихся, а также их запросам и
интересам
наличие
обоснования
перечня
Да
используемых учебников, учебных пособий,
учебного и лабораторного оборудования в
соответствии с типом,
целями и
особенностями ОУ
3. Соответствие Учебного плана (УП) Основной образовательной
программе ОУ
наличие в пояснительной записке обоснования
Да
выбора
уровня
изучения
предметов
инвариантной части УП (углубленное,
профильное, расширенное)
наличие в пояснительной записке обоснования
Да
выбора дополнительных предметов, курсов
вариативной части УП
наличие в пояснительной записке обоснования
Да
преемственности выбора учебных предметов и
курсов по уровням обучения
соответствие перечня и названия предметов
Да
инвариантной части учебного плана ОУ БУП
-2002 и БУП ФГОС
соответствие кол-ва часов, отведенных на
Да
изучение учебных предметов инвариантной
части БУП (минимальный объем)
соответствие
распределения
часов
Да
вариативной части пояснительной записке УП
(наличие
предметов,
элективных,
факультативных курсов, обеспечивающих
дополнительный
уровень
обучения
в
соответствии с целями и особенностями ОУ)
соответствие максимального объема учебной
Да
нагрузки требованиям СанПиН
4. Структура и содержание рабочих программ
указание в титульном листе на уровень
Да
программы (базовый, профильный уровень,
расширенное или углубленное изучение)
наличие в пояснительной записке цели и задач
Да
рабочей программы (для самостоятельно
составленных программ, а также для программ
элективных,
факультативных
курсов,
дополнительного образования, внеурочной
деятельности)
указание в пояснительной записке на
Да
авторскую программу, которая используется в
качестве рабочей или источников, на основе
которых самостоятельно составлена рабочая
программа
обоснование в пояснительной записке
Да
актуальности,
педагогической
целесообразности использования авторской
программы или самостоятельно составленной
рабочей программы
основное содержание рабочей программы
Да
содержит перечисление основных разделов,
тем и дидактических элементов в рамках
каждой
темы
(для
самостоятельно
составленных программ, а также для программ
элективных,
факультативных
курсов,
дополнительного образования, внеурочной
деятельности)
в основном содержании рабочей программы
Да
выделено дополнительное (по сравнению с
примерной или авторской программой)
содержание (для программ по учебным
предметам инвариантной части БУП)
наличие в учебно-тематическом плане
Да
перечня разделов, тем, количества часов по
каждой теме
наличие
в
рабочей
программе
Да
характеристики основных видов учебной
деятельности ученика (для программ в
соответствии с ФГОС)
наличие в требованиях уровню подготовки
Да
обучающихся (требованиях к планируемым
результатам изучения программы)
описания ожидаемых результатов (в том
числе с учетом корректировки программы и
внесения дополнительного содержания) и
способов
их
определения
(для
самостоятельно составленных программ, а
также
для
программ
элективных,
факультативных курсов, дополнительного
образования, внеурочной деятельности)
перечень
учебно-методического
обеспечения содержит информацию о
выходных данных примерных и авторских
программ, авторского УМК и учебника,
дополнительной литературы, а также
данные об используемом учебном и
лабораторном оборудовании
Да
Воспитательная работа
В 2021 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» функционировало 5
творческих объединений и спортивных секций: 2 спортивно-оздоровительной
направленности, 3 художественной направленности. Дополнительным
образованием охвачен 81% обучающихся (многие ученики занимаются
одновременно в 2, а иногда и в 3 кружках, списочный состав кружков и секций –
119 человек).
За 2021 год обучающиеся неоднократно являлись участниками и призерами
Всероссийских и областных мероприятий, участниками Международных
мероприятий, принимали постоянное участие в спортивных соревнованиях и
творческих конкурсах, выставках, фестивалях различных уровней:
33 мероприятия Общешкольного уровня – общее количество
участников 96 человек.
34 мероприятия Областного уровня – общее количество участников 61
человек. Из них: I место – 11 человек, II место – 26 человек, III место – 15 человек.
6 мероприятий Всероссийского уровня – общее количество участников
15 человек. Все награждены дипломами участников. Из них 3 – дипломы II
степени.
Трудоустройство выпускников
В 2020-2021 учебном году итоговая аттестация проводилась в форме
поэтапного зачета.
Общее количество выпускников, выбывших из школы в 2020-2021 учебном
году – 11.
Из них продолжают обучение:
7 выпускников в ГАПОУ СО «Алапаевский многопрофильный техникум»
IV.
Внутренняя система оценки качества образования
Согласно плану внутришкольного контроля в течение года осуществляется
контроль качества в следующих областях:
●
за выполнением всеобуча;
●
за состояниемличностных,
предметных результатов и базовых
учебных действий;
●
за состоянием преподавания учебных предметов;
●
за работой ПП консилиума школы;
●
за школьной документацией;
●
за работой педагогических кадров.
Контроль осуществлялся в форме посещения администрацией школы
открытых уроков и занятий, анализ документации, анализ контрольных работ
учащихся (в классах для обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости), анализ выполнения индивидуальных программ развития (в классах
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной
отсталости, учеников надомного обучения).
Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития
включает в себя оценивание личностных и предметных планируемых результатов
освоения специальных индивидуальных программ развития (СИПР),
разработанных педагогами сопровождения с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей каждого ребёнка.
В ходе междисциплинарной работы школьного консилиума, педагоги,
осуществлявшие сопровождение детей в течение учебного года, поделились
своими наблюдениями и оценкой динамики обучения. Итоговые результаты
образования за оцениваемый период (учебный год) легли в основу развернутых
психолого-педагогических характеристик обучающихся. На основании
полученных данных будут составляться СИПР на новый учебный год.
В процессе посещения уроков обращалось внимание на соответствие
используемых методик и технологий типологическим и индивидуальным
особенностям обучающихся, адекватность применяемых методик и технологий
ожидаемым результатам, выбор формы организации образовательной
деятельности,
соответствие
дидактических
средств
образовательным
возможностям
учащихся.
Особое
внимание
уделялось
анализу
здоровьесберегающей среды в классе и в образовательном пространстве школы.
V.
Кадровое обеспечение в условиях реализации ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Численность работников на 31.12.2021г. составляет 52 человека, в т.ч. 6
совместителей.
Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими
кадрами и учебно-вспомогательным персоналом 100%.
В 2021 году на базе ГБОУ СО «Алапаевская школа» прошло 14 процедур
всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических
работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий.
Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной
деятельности на бюджетной основе привлекались педагогические работники из
отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, в соответствии с приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области
от 20.02.2021 № 203-Д «О создании и утверждении составов
Аттестационной комиссии Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области и специалистов, привлекаемых для осуществления
всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических
работников, аттестующихся в целях установления первой, высшей
квалификационных категорий»
Всего в процедуре аттестации приняли участие 10 педагогических
работников, 4 из них аттестовались по двум должностям. Из 14 процедур
аттестации: 13 по заявлениям педагогических работников на первую
квалификационную категорию, 1 – по заявлению на высшую квалификационную
категорию.
На 31 декабря 2021 года из 26 (100 %) педагогических работников ГБОУ СО
«Алапаевская школа» доля педагогов, имеющих высшую квалификационную
категорию по занимаемой должности, составляет 3 % (1 человек), доля педагогов,
имеющих первую квалификационную категорию, составляет 84 % (22 человека).
Не имеют квалификационной категории 2 человека (6 % от общего числа
педагогических работников ОУ), из них 1 человек – это педагогический работник,
трудоустроившейся в ОУ в декабре 2021 году, являющийся студентом 5 курса
РГППУ г. Н.Тагил; 1 педагог находится в декретном отпуске. 2 педагога
аттестованы на соответствие занимаемой должности.
Курсы повышения квалификации.
Всего в 2021 году обучение по дополнительным образовательным
программам повышения квалификации прошли обучение 17 работников
образовательной организации, из них 3 руководящих работника.
Повышение квалификации осуществлялось:
ООО «Центр инновационного образования и воспитания» «Навыки оказания
первой помощи в образовательных организациях» (04.06.2021), 36 часов -6
слушателей.
ФГБОУ ВО «УрГПУ» «Методика формирования грамотного обращения
детей с твердыми коммунальными отходами» (13.04.2021-16.04.2021) - 5
слушателей.
ООО «ЦПКиП» «Луч знаний» «Менеджмент в образовании» (03.05.202108.05.2021), 72 часа - 1 слушатель.
ИРО «Сопровождение процесса аттестации педагогических работников в
условиях подготовки к введению национальной системы учительского роста»
(20.10.2021-22.10.2021), 24 часа - 1 слушатель.
ЧУ ДПО «Федеральный институт повышения квалификации», «Обеспечение
экологической
безопасности
руководителями
и
специалистами
общехозяйственных систем управления» (06.12.2021-16.12.2021), 72 часа - 1
слушатель.
ГАПОУ СО «СОПК» «Применение современных образовательных
технологий в реализации АООП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
(02.11.2021-15.11.2021), 72 часа - 3 слушателя.
ООО «Центр инновационного образования и воспитания» Коррекционная
педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ» - 5 педагогов.
«Организация сопровождения образования обучающихся с особыми
образовательными потребностями в том числе с привлечением тьютора,
оказывающего психолого-педагогическую помощь, с привлечением ассистента по
оказанию технической помощи», 72 часа - 1 слушатель.
Наличие методических объединений
В 2021 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» функционировали следующие
методические объединения:
1)
методическое объединение учителей, реализующих АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1),
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (вариант 2) в
условиях учреждения - руководитель: заместитель директора по учебновоспитательной работе, учитель первой квалификационной категории (17
педагогов);
2)
методическое объединение классных руководителей – руководитель:
заместитель директора по воспитательной работе (10 классных руководителей)
3)
методическое объединение специалистов (педагогов- психологов,
учителей-логопедов): руководитель – Шульга Д.С., педагог-психолог (6
специалистов).
1)
Работа методического объедения учителей осуществлялась по общей
методической теме «Применение дистанционных образовательных технологий с
обучающимися умственной отсталостью». В 2021 году педагоги методического
объединения работали над актуальной для практики проблемой: разработка
электронных уроков для обучающихся умственной отсталостью, реализация
АООП с применением дистанционных образовательных технологий. В рамках
заседаний методического объединения учителя обменивались опытом разработки
электронных уроков, использования программного обеспечения и технические
средства для подготовки адаптированных дидактических материалов.
Результатом методической работы в 2021 году стало создание банка видео-уроков
и электронных дидактических материалов для обучающихся с умственной
отсталостью. На официальном сайте ГБОУ СО «Алапаевская школа» размещены
разработки уроков и задания для обучающихся школы в период дистанционного
обучения. 100% педагогов школы зарегистрированы на платформе «Цифровой
образовательный контент», с целью использования методического материала,
применения электронных образовательных ресурсов для организации
образовательного процесса.
В мае 2021 года состоялся педагогический совет по вопросам организации
профориентационной работы. Педагоги школы, классные руководители и учителя
трудового обучения представили опыт работы в данном направлении, обозначили
актуальные проблемы. По итогам работы педагогического совета было принято
решение продолжать работу по профессиональной ориентации с обучающимися
и родителями (законными представителями) в рамках программы
профориентационной работы.
2)
Работа методического объединения классных руководителей было
направлено на:
1.
Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании
форм и методов организации воспитательной работы класса.
2.
Формирование у классных руководителей теоретической и
практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
3.
Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и
воспитания обучающихся.
4.
Изучение и обобщение работы педагогов школы по разработке проекта
рабочей программы воспитания.
В 2021 году состоялись 5 заседаний ШМО классных руководителей.В первом
полугодии проанализированы особенности воспитательного процесса в школе,
определены цели и задачи воспитания в образовательной организации,
представлены результаты деятельности педагогического коллектива по
наполнению содержанием выбранных модулей программы воспитания
(представители рабочих групп педагогов представили опыт деятельности по
разработке программы воспитания), определены основные направления
самоанализа воспитательной работы. Разработана и принята рабочая программа
воспитания ГБОУ СО «Алапаевская школа».
Во втором полугодии 2021 года на одном из заседаний ШМО внесены
изменения в положение о портфолио ученика, целью которого является
поддержка и стимулирование учебной мотивации школьников, поощрение их
активности и самостоятельности. Кроме этого в ГБОУ СО «Алапаевская школа»
в 2021 году деятельность по разработке системы мониторинга результатов
воспитательной работы в образовательном учреждении.
С сентября 2021 года функционирует методическое объединение
специалистов, которое
направлено на оказание комплексной психологологопедической помощи детям с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС;
повышение качества коррекционной работы в образовательном процессе и
профессиональной компетентности педагогов в области логопедии,
дефектологии, психологии; организация пространства для стимулирования
обмена опытом и развитие рефлексии.
Задачами работы МО является:
- внедрение эффективных технологий в образовательное пространство для
повышения качества коррекционной работы;
- повышение профессиональной компетентности и готовности к активным
действиям учителей-логопедов и педагогов-психологов через обмен опытом
между коллегами и организацию взаимодействия специалистов по проблемам,
возникающим в педагогической практике;
- создание условий для представления практических результатов
деятельности учителей-логопедов и педагогов-психологов через распространение
практических рекомендаций, памяток, буклетов, связанных с коррекционноразвивающей работой;
- организация совместной деятельности учителей-логопедов и педагоговпсихологов в рамках целостного подхода к формированию психической
деятельности обучающихся.
В ноябре 2021 года состоялось МО на тему «Нейропсихологический подход
в коррекционной работе с обучающимися умственной отсталостью», в процессе
которого руководитель (педагог-психолог) представила преимущества данного
подхода в работе с обозначенной выше категорией обучающихся. В ходе МО
участники учились использовать данный подход на практике. Результатом ШМО
стало решение об использовании нейропсихологического подхода в ходе
коррекционной работы с обучающимися ГБОУ СО «Алапаевская школа».
Наличие проблемных, творческих групп по актуальным вопросам
образования с учетом специфики организации
В 2021 году в педагогическом коллективе ГБОУ СО «Алапаевская школа»»
для решения актуальных проблем практики и организации экспериментальной
работы были созданы 3 творческие группы:
1)
Проблемная (творческая) группа по разработке методических
рекомендаций по реализации адаптированных основных общеобразовательных
программ
образования,
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с использованием дистанционных
образовательных технологий (руководитель – заместитель директора по УВР).
Результатом работы данной проблемной (творческой) группы стали
подготовленные методические рекомендации по реализации АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, а также разработанные рекомендации для родителей по организации
досуга детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в домашних
условиях.
2)
Проблемная (творческая) группа по разработке практического
материала, включающего задания для обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для итоговой аттестации
(руководитель: заместитель директора по УВР, состав – учителя трудового
обучения). Данная творческая (проблемная) группа разрабатывала практический
материал, включающий задания для обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью проведения итоговой
аттестации в виде поэтапного зачета.
3)
Проблемная (творческая) группа по разработке программы воспитания
(руководитель: заместитель директора по ВР.). Данная группа осуществляла свою
деятельность по наполнению содержанием выбранных модулей программы
воспитания (представители рабочих групп педагогов представили опыт
деятельности по разработке программы воспитания), определены основные
направления самоанализа воспитательной работы. Разработана и принята на
педагогическом совете в марте 2021 года рабочая программа воспитания ГБОУ
СО «Алапаевская школа».
Характеристика административно-управленческого персонала
Административно-управленческий персонал (физические
лица) (всего)
Административно-управленческий
персонал
(штатные
единицы) (всего)
Административно-управленческий
персонал,
имеющий
специальное образование (менеджмент)
Количество
4
4
2
Административно-управленческий персонал, получивший или
повысивший квалификацию в области менеджмента за
последние 5 лет (физические лица)
Административно-управленческий
персонал,
ведущий
учебные часы
Учителя,
имеющие
внутреннее
совмещение
по
административно-управленческой должности (физических
лиц)
1
3
0
Сведения о специалистах психолого-медико-социального
сопровождения
Кол-во
2
3
0
1
5
2
0
Педагоги-психологи
Учителя-логопеды
Учителя-дефектологи
Социальные педагоги
Педагоги дополнительного образования
Медицинские работники
Тьютор
VI.
Наличие условий образовательного процесса
Характеристика информационно-технического оснащения и условий
Показатели
Обеспеченность учащихся учебной литературой (%)
Количество компьютеров, применяемых в учебном
процессе
Наличие библиотеки/информационно-библиотечного
центра
Возможность пользования сетью Интернет учащимися
Количество АРМ (автоматизированное рабочее место
учителя)
Кол-во компьютеров, применяемых в управлении
Возможность пользования сетью Интернет педагогами
Наличие официального сайта ОУ
Показатели
ОУ
100
4
Да
Да
16
3
Да
Да
Наличие условий организации образовательного процесса
Перечень учебных и иных помещений
Кабинет математики
Кабинет естествознания
Кол-во
1
1
Компьютерный класс
Кабинет русского языка и литературы
Кабинет истории
Кабинет географии
Кабинет технологии
Кабинет ИЗО
Кабинет музыки
Спортивный зал
Читальный зал
Кабинет начальных классов
Актовый зал
Библиотека
Наличие условий для обеспечения учащихся питанием
Обеспеченность учащихся медицинским обслуживанием
1
1
1
1
4
1
1
1
0
4
0
1
Да
Да
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей
с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для
получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ
фиксируется в рекомендациях ПМПК.
Кадровые условия
Обеспечение кадровых условий одно из основных направлений деятельности
образовательной организации при внедрении ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В штат специалистов ГБОУ СО «Алапаевская школа» в 2021 году,
реализующей АООП входили руководящие, педагогические и иные работники,
имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой
занимаемой должности.
Все специалисты прошли профессиональную переподготовку или курсы
повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о
профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении
квалификации установленного образца.
Материально-технические условия образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе с
интеллектуальными нарушениями
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного
процесса в 2021 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» обеспечивало
возможность:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места;
- техническим средствам обучения;
- учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим
особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в
соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
- материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других
участников образовательного процесса.
Организация пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором
осуществляется образование детей с ОВЗ, соответствовало действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений, предъявляемым к:
- территории образовательного учреждения; для детей, передвигающихся на
коляске - обеспечение возможности подъезда в здания через пандус,
механический подъемник; имеется парковочное место на стоянке для
маломобильных групп населения;
зданию
образовательного
учреждения
(для
осуществления
образовательного процесса оборудованы рабочие зоны и зоны для
индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для
активной деятельности обеспечена возможность для организации внеурочной
деятельности). В учебном процессе используются технические средства обучения,
мультимедийные средства: аппаратно-программный комплексы педагогов,
мобильный класс, интерактивные доски, веб-камеры которые дают возможность
удовлетворить
особые
образовательные
потребности
обучающихся,
способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную
активность обучающихся.
В учебном корпусе № 1 оборудован санузел для ребенка с НОДА.
В учреждении оборудованы кабинеты специалистов (2 кабинета педагогапсихолога, 1 кабинет учителя-логопеда), имеется приспособленный зал для
физкультурно-оздоровительной
и
лечебно-профилактической
работы,
медицинские кабинеты, помещение библиотеки; помещение для питания
обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой.
Для осуществления трудового обучения в рамках предмета «Профильный
труд» оборудованы мастерские и кабинет кулинарии.
Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы
Для
обучающихся,
осваивающих
адаптированную
основную
образовательную программу
образования обучающихся с умственной
отсталостью имеются в полном объеме учебники и рабочие тетради,
учитывающие особенности их психофизиологического развития и особые
образовательные потребности. Предметное содержание специальных учебников,
их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд специфичны,
поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения,
ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации
нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность
на общее и речевое развитие обучающихся в используемых методах и приемах
обучения посредством учебных материалов.
Наличие специальных программных средств (кроме программных
средств общего назначения)
Интерактивное оборудование (интерактивная доска и мультимедийный
проктор) – 6 шт;
В кабинете логопеда для проведения коррекционно-развивающих
занятий имеются:
Интерактивная обучающая программа «Волшебная поляна» (комплекс
из 19 готовых интерактивных развивающих и обучающих игр (общее развитие,
творческое развитие и психологическая разгрузка);
Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры»,
направленная на развитие речи и исправление имеющихся речевых нарушений;
Программное обеспечение для реализации методики «Развитие и
коррекция речи детей 4-8 лет», предназначенное для проведения логопедической
работы с такими видами речевых нарушений как ОНР, ФФНР, НПОЗ;
В кабинете педагога-психолога установлен программный комплекс
«Лонгитюд», предназначенный для решения широкого спектра учебных,
исследовательских и прикладных задач в области психологии, педагогики,
социальной работы).
Благодаря специальным программным средствам педагоги и специалисты
сопровождения (логопеды, дефектологи, психолог) имеют в своём распоряжении
достаточно большую базу упражнений для развития интеллекта, речи, готовые
элементы и приёмы для организации и проведения групповых и индивидуальных
занятий.
Комплексная безопасность
Согласно ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана
здоровья включает в себя в числе прочего и организацию питания, и определение
режима занятий и продолжительности каникул, и профилактику и запрещение
курения, и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе,
и профилактику несчастных случаев.
Мероприятия по охране труда, профилактике травматизма, проявлений
терроризма и экстремизма, гражданской обороне в 2021 году осуществлялись в
соответствии с утверждёнными планами, основным из которых являлся План
основных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности,
разработанный на основании приказа Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области.
Основные направления деятельности учреждения по профилактике
травматизма в 2021 году являлись:
1. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
2. Предупреждение производственного травматизма.
3. Предупреждение детского травматизма.
4. Общие организационно-технические мероприятия по профилактике
травматизма, улучшению условий труда и охране здоровья.
В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий в школе
проводилась следующая работа:
-оформлены стенды по правилам дорожного движения;
- оформлены в каждом классе уголки по ПДД, где даны рекомендации по
профилактике ДТП учащимся и родителям.
-проводятся конкурсы плакатов с 1по 9 класс по ПДД;
-ежегодно проводятся уроки безопасности»
- Месячник безопасности
-Классные часы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма с 1-9 классы.
- Общешкольные родительские собрания «Безопасность детей» в целях
профилактики дорожно-транспортных происшествий и сокращения детского
дорожно-транспортного травматизма
«Анализ детского травматизма за 12 месяцев 2021
- Оперативные совещания по вопросам по профилактики и предупреждения
детской травматизма
-Ведутся журналы инструктажа при выходе на мероприятия, проводимые вне
стен ОУ.
По итогу 2021 года ДТП с участием обучающихся ГБОУ СО «Алапаевская
школа» нет.
Охрана труда
Организация службы охраны труда в образовательном учреждении является
основным
методом
обеспечения
безопасности
учебного
процесса
Грамотная организация службы охраны труда в образовательном
учреждении является обязательным условием эффективного образовательного
процесса, способствует профилактики детского травматизма.
Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации
службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение
обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.
Со всеми сотрудниками ОУ в соответствии с законодательством проводятся
инструктажи по охране труда:
-вводный (при приеме на работу)
-первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной
деятельности)
-повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по
должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на
рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев);
-внеплановый (при введении в действие новых или переработанных
инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда,
которые привели к травме, аварии, пожару);
-целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий).
Для регистрации инструктажей ведутся журналы:
-первичного инструктажа
-вводного инструктажа
Ведутся учет и расследование несчастных случаев на производстве (с
учащимися и работниками)
Организовано обучение и проверка знаний по охране труда, которая
проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня
принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле
обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного
травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ
предусмотрено, что "все работники организации, в том числе ее руководитель,
обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований
охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Составлен график прохождения обучения по ОТ.
В учреждении оформлен уголок по охране труда.
В школе разработан «алгоритм действия руководителя, дежурного
администратора, учителя» при несчастных случаях с обучающимися.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале
установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех
видов деятельности:
- учебные занятия;
- трудовая подготовка;
- занятия общественно-полезным трудом;
- экскурсии, походы;
- спортивные занятия, соревнования;
- кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
В 2021 году несчастных случаев на производстве (с учащимися и
работниками) нет.
Таким образом, в школе ведётся систематическая работа по созданию
безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а
также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев,
пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Работа в области гражданской обороны проводилась в соответствии с
Планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах, согласованным в отделе гражданской
защиты МО г. Алапаевск.
Профилактика инфекционных заболеваний
В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных
заболеваний в 2021 году медицинские работники проводили:
- медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью
выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний, в т. ч. на педикулез,
ОРВИ;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся,
особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров обучающихся и
проведение профилактических прививок;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физической
культурой;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи
(при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию,
оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;
- один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят
в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом,
их отправляют домой для санации.
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае
инфекционных и паразитарных заболеваний среди обучающихся и персонала
учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном
порядке;
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием
территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены
обучающимися и персоналом;
- организацию и проведение профилактических и санитарнопротивоэпидемических мероприятий;
- работу по организации и проведению профилактической и текущей
дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
- работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания,
состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за
правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от
пола, возраста и состояния здоровья;
- контроль за пищеблоком и питанием детей;
- ежедневная термометрия обучающихся и сотрудников ОУ с целью
недопущения распространения коронавирусной инфекции;
- ведение медицинской документации.
В 2021 году проведена вакцинация обучающихся согласно Национальному
календарю профилактических прививок.
В 2021 году групповых инфекционных заболеваний в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа 3» не зафиксировано.
VII. Анализ показателей деятельности организации
Показатели
Единица
измерения
Количество
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
человек
113
Численность учащихся 1 – 4 классов
человек
44
Численность учащихся 5 – 9 классов
человек
69
человек
(процент)
25%
Численность (удельный вес) учащихся –
победителей и призеров олимпиад, смотров,
конкурсов от общей численности
обучающихся, в том числе:
− регионального уровня
− федерального уровня
3%
− международного уровня
0
Численность (удельный вес) учащихся по
программам с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного
обучения от общей численности
обучающихся
человек
(процент)
0
Численность (удельный вес) учащихся в
рамках сетевой формы реализации
образовательных программ от общей
численности обучающихся
человек
(процент)
0
человек
26
Общая численность педработников, в том
числе количество педработников:
− с высшим образованием
− высшим педагогическим образованием
21
− средним профессиональным образованием
− средним профессиональным
педагогическим образованием
Численность (удельный вес) педработников с
квалификационной категорией от общей
численности таких работников, в том числе:
− с высшей
5
человек
(процент)
4%
− первой
81%
- соответствие занимаемой должности
8%
Численность (удельный вес) педработников
от общей численности таких работников с
педагогическим стажем:
человек
(процент)
− до 5 лет
23%
− больше 30 лет
8%
Численность (удельный вес) педработников
от общей численности таких работников в
возрасте:
человек
(процент)
− до 30 лет
27%
− от 55 лет
8%
Численность (удельный вес) педагогических
человек
и административно-хозяйственных
(процент)
работников, которые за последние 5 лет
прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей
численности таких работников
100%
Численность (удельный вес) педагогических
и административно-хозяйственных
работников, которые прошли повышение
квалификации по применению в
образовательном процессе ФГОС, от общей
численности таких работников
человек
(процент)
100%
Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося
единиц
0,26
Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего
количества единиц библиотечного фонда в
расчете на одного учащегося
единиц
6
Наличие в школе системы электронного
документооборота
да/нет
нет
Наличие в школе читального зала
библиотеки, в том числе наличие в ней:
да/нет
нет
нет
Инфраструктура
− рабочих мест для работы на компьютере
или ноутбуке
− медиатеки
нет
− средств сканирования и распознавания
текста
нет
− выхода в интернет с библиотечных
компьютеров
да
− системы контроля распечатки материалов
нет
Численность (удельный вес) обучающихся,
которые могут пользоваться
широкополосным интернетом не менее
100 Мб/с, от общей численности
обучающихся
Общая площадь помещений для
образовательного процесса в расчете на
одного обучающегося
человек
(процент)
37
(33%)
кв. м
4,3
Анализ показателей указывает на то, что школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.3286 – 15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» и позволяет реализовывать
адаптированные основные образовательные программы в полном объеме в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят
повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных
результатов образовательных достижений обучающихся.
Исполнение государственного задания за 2021 год в разрезе плановых и
фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении составило
100%.