Отчет о результатах самообследования 2022

Утверждено
приказом директора
директор ГБОУ СО
«Алапаевская школа»
от 30.12.2022 № 550-ОД

Принято на заседании
общего собрания трудового
коллектива 29.12.2022
протокол № 3

Отчет о результатах самообследования
государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области
«Алапаевская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
за 2022 год

Алапаевск
2022

I.

Общие сведения об образовательной организации

Наименование ОУ
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Свердловской области «Алапаевская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
1.2. Юридический, фактический адрес 624605, Свердловская область,
г.Алапаевск, ул. Р. Люксембург, д. 28; 624605, Свердловская область, г.Алапаевск,
ул. Володарского, 31.
1.3. Телефоны 8(34346)3-40-66 факс 8(34346)3-40-66
e-mail:alapskoshi@mail.ru
1.4. Директор Николина Ирина Сергеевна
1.5. Год основания 1961 год
1.6. Основным направлением деятельности ГБОУ СО "Алапаевская школа"
является оказание образовательных услуг согласно лицензии серия 66Л01 №
20325 от 30.03.2020г.
В образовательном учреждении реализуются следующие виды
образовательных программ:
- основная общеобразовательная программа начального общего образования
(адаптированная образовательная программа);
- основная общеобразовательная программа для детей с умственной
отсталостью;
дополнительные образовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы
1.7. Государственная аккредитация – нет.
1.8. Учредитель Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области.
ГБОУ СО "Алапаевская школа" является унитарной некоммерческой
организацией, созданной Свердловской областью для оказания услуг в целях
обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в
сфере образования.
Юридический адрес: 624605, Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Р.
Люксембург, д. 28.
Организационно-правовая форма - государственное учреждение
Тип образовательной организации - общеобразовательная организация
Тип государственного учреждения - бюджетное учреждение
Учреждение находится в ведомственном подчинении главного
распорядителя бюджетных средств областного бюджета.
Целями деятельности учреждения являются:
1)
образовательная деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам – основная цель деятельности учреждения;
2)
создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений
в развитии, психолого-педагогическую, медико-социальную реабилитацию,

полноценную социализацию и интеграцию в общество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
3)
создание комплекса условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Предметом
деятельности
Учреждения
является
образовательная
деятельность, направленная на достижение целей создания Учреждения.
Основными видами деятельности на основании п.17 Устава являются:
1)
реализация
адаптированных
основных
общеобразовательных
программ для детей с умственной отсталостью;
2)
реализация основных общеобразовательных программ начального
общего образования;
3)
реализация основных общеобразовательных программ основного
общего образования;
4)
реализация основных общеобразовательных программ среднего
общего образования;
5)
реализация дополнительных общеразвивающих программ;
6)
содержание детей;
7)
присмотр и уход;
8)
психолого-медико-педагогическое обследование детей;
9)
первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую
программу обязательного медицинского страхования;
10) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере
образования, науки и молодежной политики;
11) предоставление питания;
12) коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая
помощь обучающимся;
13) организация отдыха детей и молодежи.
II.

Система управления образовательной организации.

Оценка системы управления образовательной организацией Управление
Образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим
законодательством, нормативно-правовыми актами РФ и Уставом. Помимо этого,
администрация и педагогический коллектив руководствуются в своей
деятельности
нормативными
и
организационно-распорядительными
документами, разработанными в Образовательном учреждении в соответствии с
действующим законодательством и Уставом: локальные акты, отражающие
особенности образовательного учреждения; приказы и распоряжения;
должностные и служебные инструкции. Школа самостоятельна в подборе и
расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной
и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Уставом.
Управление Образовательным учреждением осуществляется на принципах
сочетания единоначалия и коллегиальности.

Руководитель наделяется полномочиями в соответствии с законодательством,
Структуру органов управления Учреждения образуют:
Наименования
органа
директор

общее собрание
трудового
коллектива

Функции
 осуществляет оперативное и текущее руководство
деятельностью Учреждения;
 действует от имени Учреждения, в том числе представляет
его интересы и совершает сделки от его имени;
 утверждает
штатное
расписание,
план
финансово-хозяйственной
деятельности,
внутренние
документы, издает приказы и дает указания, обязательные для
исполнения всеми работниками Учреждения;
 подписывает финансовые документы;
 открывает лицевые счета;
 производит приём и увольнение работников устанавливает
заработную плату работникам, утверждает должностные
обязанности, поощряет и налагает дисциплинарные взыскания
на работников.
 участие в разработке и обсуждении проектов программы и
годовых планов развития Учреждения;
 участие в разработке коллективного договора, обсуждение
и принятие по нему решения;
 осуществление мер по обеспечению выполнения
коллективного договора;
 обсуждение по представлению администрации Учреждения
проектов локальных нормативных актов Учреждения,
вносить свои замечания, предложения, принимать меры по
обеспечению их соблюдения;
 применение мер общественного поощрения за успехи в
труде, выдвижение работников для морального и
материального поощрения администрации Учреждения;
выражение мнения по кандидатурам, представляемым к
муниципальным, областным и государственным наградам;
 обсуждение и одобрение планов мероприятий по
улучшению условий, охраны труда, оздоровительных
мероприятий и контролировать выполнение этих планов;
 осуществлять проверку состояния условий и охраны труда;
 рассматривать проекты устава Учреждения, изменений
(дополнений) к нему;
 избирать представителей от коллектива Учреждения в иные
органы управления, предусмотренные настоящим уставом;
 рассматривать локальные нормативные акты Учреждения,
а также иные вопросы, предусмотренные Положением об

Общем собрании, утверждаемым приказом директора
Учреждения.
совет учреждения  принятие программы развития, а также локальных актов
Учреждения,
определённых Положением о Совете
учреждения;
 рассмотрение вопросов организации образовательного
процесса, развития учебно-методической и материальнотехнической оснащенности Учреждения;
 организация комиссий Учреждения по направлениям
деятельности Учреждения, создание конфликтных комиссий;
 внесение предложений в соответствующие органы о
представлении к награждению работников Учреждения
государственными и отраслевыми наградами;
 рассмотрение других вопросов, определённых Положением
о Совете учреждения.
педагогический
 рассмотрение вопросов развития содержания образования,
совет
совершенствования организации образовательного процесса,
учебно-методической работы в Учреждении, принятие
образовательных программ, индивидуального учебного
плана, календарного учебного графика и расписания учебных
занятий при организации обучения на дому;
 принятие решений об исключении (отчислении), переводе
обучающихся в случае и порядке, предусмотренном
настоящим уставом;
 внесение предложений в Совет учреждения о
представлении к награждению работников учреждения
государственными и отраслевыми наградами;
 рассмотрение других вопросов, определённых Положением
о педагогическом совете учреждения.

III.

Организация и содержание образовательного процесса

Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии с
Федеральным законом от 29.09.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Образовательное
учреждение
осуществляет
реализацию
общеобразовательных программ:

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), I вариант.

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), II вариант.
Режим работы образовательного учреждения
Организация образовательного процесса регламентируется годовым
календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые
разрабатываются
и
утверждаются
Образовательным
учреждением
самостоятельно. Школа работает с 8.00 до 17.00, в режиме пятидневной рабочей
недели.
Продолжительность учебного года
Учебный год начинается 1 сентября. В соответствии с учебным планом
устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс – 33
учебные недели, 2 – 9 классы – не менее 34 учебных недель.
Продолжительность каникул
- в течение учебного года не менее 30 календарных дней;
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
На 30.12.2022г. в школе обучается 117 обучающихся, в том числе 19
учащихся обучаются по индивидуальному учебному плану на дому.
В школе организован образовательный процесс в 11 классах.
Успешно закончили учебный 2021-2022 учебный год все обучающиеся.
Успешность обучения по итогам 2021–2022 учебного года - 100%.
В 2022 году на базе школы в общей сложности обучалось 117 детей с
ограниченными возможностями здоровья. Из них 27 обучающихся, что составляет
24%, - по индивидуальным учебным планам (ИУП), специальным
индивидуальным образовательным программа (СИПР). Это дети, обучавшиеся
как в классно-урочной форме в школе, так и в форме индивидуального обучения
на дому.


Анализ Адаптированной основной общеобразовательной программы
Показатели для анализа

Краткая характеристика
показателей
1. Наличие структурных элементов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (5-9 классы)
пояснительная записка
Да (нет)
учебный план
Да
индивидуальные
учебные
планы
Да
обучающихся (обучение на дому)
программа воспитательной работы
Да
рабочие программы по учебным предметам
Да
рабочие
программы
элективных,
Да
факультативных курсов
программы дополнительного образования, в
Да
том
числе
программы
социальнотворческой,
проектной
деятельности,
спортивных занятий и т.д.

индивидуальные
образовательные
Да
программы
утвержденный
список
учебников
в
Да
соответствии с перечнем учебников,
рекомендованных
и
допущенных
Министерством образования и науки РФ на
текущий год
описание
обеспеченности
реализации
Да
образовательной программы (кадровое,
материально-техническое, информационнотехнологическое)
ФГОС УО (1-4 классы)
целевой раздел
Да
содержательный раздел
Да
организационный раздел
Да
2. Соответствие содержания ООП типу и особенностям ОУ:
наличие целей и задач образовательной
Да
деятельности ОУ и их конкретизация в
соответствии с требованиями ФГОС, типом
и спецификой ОУ
наличие обоснования выбора учебных
Да
программ
различных
уровней
(расширенное, углубленное, профильное
изучение
предмета),
программ
факультативных и элективных курсов,
программ дополнительного образования и
их соответствие типу, целям, особенностям
ОУ
наличие описания планируемых результатов
Да
в соответствии с целями, особенностям ОУ
и системы их оценивания
наличие обоснования реализуемых систем
Да
обучения, образовательных методов и
технологий
и
т.д.,
особенностей
организации образовательного процесса в
соответствии
с
типом,
целями
и
особенностями ОУ
соответствие рабочих программ по учебным
Да
предметам ФГОС целям, особенностям ОУ
и контингента обучающихся
соответствие
рабочих
программ
Да
факультативных, целям, особенностям ОУ и
контингента обучающихся, а также их
запросам и интересам
соответствие
рабочих
программ
Да
дополнительного образования
целям,

особенностям
ОУ
и
контингента
обучающихся, а также их запросам и
интересам
соответствие
индивидуальных
Да
образовательных
программ,
индивидуальных программ по учебным
предметам
запросам и потребностям
различных категорий обучающихся, а также
целям ОУ
соответствие программ воспитания и
Да
социализации
учащихся
целям,
особенностям
ОУ
и
контингента
обучающихся, а также их запросам и
интересам
наличие
обоснования
перечня
Да
используемых учебников, учебных пособий,
учебного и лабораторного оборудования в
соответствии с типом,
целями и
особенностями ОУ
3. Соответствие Учебного плана (УП) Основной образовательной
программе ОУ
наличие в пояснительной записке обоснования
Да
выбора
уровня
изучения
предметов
инвариантной части УП (углубленное,
профильное, расширенное)
наличие в пояснительной записке обоснования
Да
выбора дополнительных предметов, курсов
вариативной части УП
наличие в пояснительной записке обоснования
Да
преемственности выбора учебных предметов и
курсов по уровням обучения
соответствие перечня и названия предметов
Да
инвариантной части учебного плана ОУ БУП
-2002 и БУП ФГОС
соответствие кол-ва часов, отведенных на
Да
изучение учебных предметов инвариантной
части БУП (минимальный объем)
соответствие
распределения
часов
Да
вариативной части пояснительной записке УП
(наличие
предметов,
элективных,
факультативных курсов, обеспечивающих
дополнительный
уровень
обучения
в
соответствии с целями и особенностями ОУ)
соответствие максимального объема учебной
Да
нагрузки требованиям СанПиН
4. Структура и содержание рабочих программ

указание в титульном листе на уровень
программы (базовый, профильный уровень,
расширенное или углубленное изучение)
наличие в пояснительной записке цели и задач
рабочей программы (для самостоятельно
составленных программ, а также для программ
элективных,
факультативных
курсов,
дополнительного образования, внеурочной
деятельности)
указание в пояснительной записке на
авторскую программу, которая используется в
качестве рабочей или источников, на основе
которых самостоятельно составлена рабочая
программа
обоснование в пояснительной записке
актуальности,
педагогической
целесообразности использования авторской
программы или самостоятельно составленной
рабочей программы
основное содержание рабочей программы
содержит перечисление основных разделов,
тем и дидактических элементов в рамках
каждой
темы
(для
самостоятельно
составленных программ, а также для программ
элективных,
факультативных
курсов,
дополнительного образования, внеурочной
деятельности)
в основном содержании рабочей программы
выделено дополнительное (по сравнению с
примерной или авторской программой)
содержание (для программ по учебным
предметам инвариантной части БУП)
наличие в учебно-тематическом плане
перечня разделов, тем, количества часов по
каждой теме
наличие
в
рабочей
программе
характеристики основных видов учебной
деятельности ученика (для программ в
соответствии с ФГОС)
наличие в требованиях уровню подготовки
обучающихся (требованиях к планируемым
результатам изучения программы)
описания ожидаемых результатов (в том
числе с учетом корректировки программы и
внесения дополнительного содержания) и
способов
их
определения
(для

Да
Да

Да

Да

Да

Да

Да
Да

Да

самостоятельно составленных программ, а
также
для
программ
элективных,
факультативных курсов, дополнительного
образования, внеурочной деятельности)
перечень
учебно-методического
обеспечения содержит информацию о
выходных данных примерных и авторских
программ, авторского УМК и учебника,
дополнительной литературы, а также
данные об используемом учебном и
лабораторном оборудовании

Да

Воспитательная работа
В 2022 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» функционировало 6
творческих объединений и спортивных секций: 2 спортивно-оздоровительной
направленности, 4 художественной направленности. 1 из творческих объединений
реализовано в форме сетевого взаимодействия с МБУ ДО «ДДТ».
Дополнительным образованием охвачено 86% обучающихся (многие ученики
занимаются одновременно в 2, а иногда и в 3 кружках, списочный состав кружков
и секций – 131 человек).
За 2022 год обучающиеся неоднократно являлись участниками и призерами
Всероссийских и областных мероприятий, участниками Международных
мероприятий, принимали постоянное участие в спортивных соревнованиях и
творческих конкурсах, выставках, фестивалях различных уровней:

36 мероприятия Общешкольного уровня – общее количество
участников 97 человек.

26 мероприятий Областного уровня – общее количество участников 61
человек. Из них: I место – 14 человек, II место – 31 человек, III место – 15 человек.

10 мероприятий Всероссийского уровня – общее количество
участников 15 человек. Все награждены дипломами участников. Из них: 4 –
дипломы I степени, 1 – диплом II степени, 5 – дипломы III степени.
Трудоустройство выпускников
В 2021-2022 учебном году итоговая аттестация проводилась в форме
устного экзамена по билетам.
Общее количество выпускников, выбывших из школы в 2021-2022 учебном
году – 12.
Из них продолжают обучение:
8 выпускников в ГАПОУ СО «Алапаевский многопрофильный техникум»
IV.

Внутренняя система оценки качества образования

Согласно плану внутришкольного контроля в течение года осуществляется
контроль качества в следующих областях:

●
за выполнением всеобуча;
●
за состоянием личностных, предметных результатов и базовых
учебных действий;
●
за состоянием преподавания учебных предметов;
●
за работой ПП консилиума школы;
●
за школьной документацией;
●
за работой педагогических кадров.
Контроль осуществлялся в форме посещения администрацией школы
открытых уроков и занятий, анализ документации, анализ контрольных работ
учащихся (в классах для обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости), анализ выполнения индивидуальных программ развития (в классах
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной
отсталости, учеников надомного обучения).
Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития
включает в себя оценивание личностных и предметных планируемых результатов
освоения специальных индивидуальных программ развития (СИПР),
разработанных педагогами сопровождения с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей каждого ребёнка.
В ходе междисциплинарной работы школьного консилиума, педагоги,
осуществлявшие сопровождение детей в течение учебного года, поделились
своими наблюдениями и оценкой динамики обучения. Итоговые результаты
образования за оцениваемый период (учебный год) легли в основу развернутых
психолого-педагогических характеристик обучающихся. На основании
полученных данных будут составляться СИПР на новый учебный год.
В процессе посещения уроков обращалось внимание на соответствие
используемых методик и технологий типологическим и индивидуальным
особенностям обучающихся, адекватность применяемых методик и технологий
ожидаемым результатам, выбор формы организации образовательной
деятельности,
соответствие
дидактических
средств
образовательным
возможностям
учащихся.
Особое
внимание
уделялось
анализу
здоровьесберегающей среды в классе и в образовательном пространстве школы.
V.

Кадровое обеспечение в условиях реализации ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Численность работников на 30.12.2022г. составляет 56 человек, в том числе
6 совместителей.
Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими
кадрами и учебно-вспомогательным персоналом 100%.
В 2022 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» прошло 2 процедуры
всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических
работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий.
Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной
деятельности на бюджетной основе привлекались педагогические работники из

отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, в соответствии с приказом
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
08.12.2022г. № 1160-Д «Об утверждении решения Аттестационной комиссии
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.11.2022 г. о результатах аттестации педагогических работников».
Всего в процедуре аттестации приняли участие 2 педагогических работника.
Из 2 процедур аттестации: 2 по заявлениям педагогических работников на первую
квалификационную категорию
На 31 декабря 2022 года из 24 (100 %) педагогических работников ГБОУ СО
«Алапаевская школа» доля педагогов, имеющих высшую квалификационную
категорию по занимаемой должности, составляет 3 % (1 человек), доля педагогов,
имеющих первую квалификационную категорию, составляет 75% (22 человека).
Не имеют квалификационной категории 6 человек (25 % от общего числа
педагогических работников ОУ), из них 1 педагог находится в декретном отпуске,
3 - трудоустроились в сентябре 2022 года. 1 педагог аттестован на соответствие
занимаемой должности.
Курсы повышения квалификации.
Всего в 2022 году обучение по дополнительным образовательным
программам повышения квалификации прошли обучение 14 работников
образовательной организации, из них 3 руководящих работника.
Повышение квалификации осуществлялось:
- ООО «Мультиурок» «Организация дистанционного обучения лиц с ОВЗ и
инвалидов», 72 часа, 06.04.22, Смоленск – 2 слушателя
- ООО «Мультиурок», «Организация профориентационной работы с
обучающимися с инвалидностью и ОВЗ», 72 часа,24.02.2022г. – 1 слушатель
- ГАО УДПО СО «ИРО» «Оценка результатов профессиональной
деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях
установления квалификационных категорий в условиях подготовки к
введению национальной системы учительского роста», 24 часа, 28.04.22 – 1
- Переподготовка ООО "Инфоурок" "Организация деятельности педагогадефектолога: специальная педагогика и психология", 11.04.2022 – 24.08.2022
г. – 1
- Переподготовка «ООО «Межрегиональная академия профессионального
образования»
по программе «Олигофренопедагогика», 21.07.2022 –
01.09.2022 г. – 1
- ГАОУ ДПО СО «ИРО», Оценка результатов профессиональной
деятельности аттестующихся работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность: Вариативный модуль: модуль 1. Развитие
профессиональной компетентности специалистов, привлекаемых к
осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной
деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях
установления квалификационных категорий в условиях подготовки к

введению национальной системы учительского роста (24 час.) 29.03.2022 31.03.2022 – 1
Нижнетагильский
филиал
ИРО:
«Оценка результатов профессиональной деятельности аттестующихся
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,
16ч. 26.09.2022 - 28.09.2022
- ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Федеральный государственный образовательный
стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
образовательная деятельность с обучающимися с умеренной, тяжелой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучение с
использованием ДОТ» (72 час.) 03.11-17.11.2022 – 6 человек
- «Содержание и технологии работы педагога по организации участия в
безопасном дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов
инспекторов дорожного движения» - 1 педагог
- «Формирование здорового образа жизни у детей и молодежи» - 1 педагог
- «Организация социально-значимой деятельности школьников в
образовательной организации» - 6 педагогов
- «Организация социально-значимой деятельности школьников в
образовательной организации» 3 педагога;
- "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной
организации" 5 педагогов;
- «Программирование воспитания в образовательных организациях» 2
педагога;
- «Планирование и реализация воспитательных событий в классе» - 1
педагог;
Наличие методических объединений
В 2022 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» функционировали следующие
методические объединения:
1)
методическое объединение учителей, реализующих АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1),
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (вариант 2) в
условиях учреждения - руководитель: заместитель директора по учебновоспитательной работе, учитель первой квалификационной категории (17
педагогов);
2)
методическое объединение классных руководителей – руководитель:
заместитель директора по воспитательной работе (11 классных руководителей)
3)
методическое объединение специалистов (педагогов- психологов,
учителей-логопедов): руководитель – Шульга Д.С., педагог-психолог (6
специалистов).
1)
Работа методического объедения учителей осуществлялась по общей
методической теме «Совершенствование учебно-воспитательной работы
посредством организации методической работы». В 2022 году педагоги
методического объединения работали над актуальной для практики проблемой

поиска новых форм и методов работы с обучающимися с умеренной, тяжелой
умственной отсталостью, ТМНР. В рамках заседаний методического объединения
учителя обменивались опытом работы с данной категорией обучающихся. На
методическом объединении учителей трудового обучения принято решение об
изучении и апробации технологий деятельностного типа в работе с данной
категорией обучающихся. На методическом объединении учителей начальной
школы
принято
решение
пересмотреть
организацию
предметнопространственной среды с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.
Результатом методической работы в 2022 году стало обновление содержания
положений об организации работы по СИПР, внесены изменения в положение об
оценке достижений обучающихся с ТМНР в ходе освоения СИПР, разработаны
единые требования и приняты направления реализации курсов внеурочной
деятельности на 2022-2023 учебный год.
В ГБОУ СО «Алапаевская школа» реализуется целевая модель
наставничества. Созданы пары наставник-наставляемый «педагог»«педагог». По итогам 2022 года достигнуты следующие результаты:
- 2 педагога-наставника приняли участие в областном конкурсе лучших
практик наставничества в ОО.
- наставляемые более успешно прошли период адаптации в коллективе,
- на итоговом педсовете наставники представили свой опыт, работа по
организации наставничества признана эффективной.
В мае 2022 года состоялся педагогический совет «Совершенствование
учебно-воспитательной работы посредством организации методической работы».
Педагоги школы представили опыт работы по нескольким направлениям:
организация обучения ребенка с НОДА,
использование нейропсихологического подхода при работе с детьми с
интеллектуальными нарушениями
использование дидактического материала в логопедической работе.
2)
Работа методического объединения классных руководителей было
направлено на:
1.
Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании
форм и методов организации воспитательной работы класса.
2.
Формирование у классных руководителей теоретической и
практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
3.
Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и
воспитания обучающихся.
4.
Изучение и обобщение работы педагогов школы по разработке проекта
рабочей программы воспитания.
В 2022 году состоялись 5 заседаний ШМО классных руководителей. В
первом полугодии проанализированы особенности воспитательного процесса в
школе, определены цели и задачи воспитания в образовательной организации,
представлены результаты деятельности педагогического коллектива по
разработке мониторинга системы воспитательной работы в школе (представители
рабочих групп педагогов представили опыт деятельности по данному

направлению), определены особенности реализации профориентационной работы
для разных категорий обучающихся.
Во втором полугодии 2022 года на одном из заседаний ШМО внесены
изменения в рабочую программу воспитания ГБОУ СО «Алапаевская школа» с
учетом новых методических рекомендаций. Определены мероприятия,
направленные на патриотическое воспитание и определение гражданской
идентичности обучающихся. Внесены изменения в план воспитательной работы
класса.
3)
С сентября 2021 года функционирует методическое объединение
специалистов, которое
направлено на оказание комплексной психологологопедической помощи детям с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС;
повышение качества коррекционной работы в образовательном процессе и
профессиональной компетентности педагогов в области логопедии,
дефектологии, психологии; организация пространства для стимулирования
обмена опытом и развитие рефлексии.
Задачами работы МО является:
- внедрение эффективных технологий в образовательное пространство для
повышения качества коррекционной работы;
- повышение профессиональной компетентности и готовности к активным
действиям учителей-логопедов и педагогов-психологов через обмен опытом
между коллегами и организацию взаимодействия специалистов по проблемам,
возникающим в педагогической практике;
- создание условий для представления практических результатов
деятельности учителей-логопедов и педагогов-психологов через распространение
практических рекомендаций, памяток, буклетов, связанных с коррекционноразвивающей работой;
- организация совместной деятельности учителей-логопедов и педагоговпсихологов в рамках целостного подхода к формированию психической
деятельности обучающихся.
В ходе работы МО в 2022 году специалисты разработали МОНИТОРИНГ
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБОУ СО «АЛАПАЕВСКАЯ
ШКОЛА» на основе методики "карта наблюдений" Т. Д.Зинкевич- Евстигнеева, Л.

А.Нисневич, 2000. Принята на августовском педагогическом совете школы,
утверждена директором.
Наличие проблемных, творческих групп по актуальным вопросам
образования с учетом специфики организации
В 2022 году в педагогическом коллективе ГБОУ СО «Алапаевская школа»»
для решения актуальных проблем практики и организации экспериментальной
работы были созданы 3 творческие группы:
1)
Проблемная (творческая) группа по разработке методических
рекомендаций по реализации адаптированных основных общеобразовательных
программ
образования,
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с использованием дистанционных
образовательных технологий (руководитель – заместитель директора по УВР).

Результатом работы данной проблемной (творческой) группы стали
подготовленные методические рекомендации по реализации АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, а также разработанные рекомендации для родителей по организации
досуга детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в домашних
условиях.
2)
Проблемная (творческая) группа по разработке практического
материала, включающего задания для обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для итоговой аттестации
(руководитель: заместитель директора по УВР, состав – учителя трудового
обучения). Данная творческая (проблемная) группа разрабатывала практический
материал, включающий задания для обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью проведения итоговой
аттестации в виде поэтапного зачета.
3)
Проблемная (творческая) группа по разработке программы воспитания
(руководитель: заместитель директора по ВР.). Данная группа осуществляла свою
деятельность по разработке мониторинга эффективности программы воспитания
(представители рабочих групп педагогов представили опыт деятельности по
данному направлению). В сентябре 2022 года были внесены изменения в рабочую
программу воспитания ГБОУ СО «Алапаевская школа».
Характеристика административно-управленческого персонала
Административно-управленческий персонал (физические
лица) (всего)
Административно-управленческий
персонал
(штатные
единицы) (всего)
Административно-управленческий
персонал,
имеющий
специальное образование (менеджмент)
Административно-управленческий персонал, получивший или
повысивший квалификацию в области менеджмента за
последние 5 лет (физические лица)
Административно-управленческий
персонал,
ведущий
учебные часы
Учителя,
имеющие
внутреннее
совмещение
по
административно-управленческой должности (физических
лиц)

Количество
4
4
2
1

3
0

Сведения о специалистах психолого-медико-социального
сопровождения
Кол-во

Педагоги-психологи
Учителя-логопеды
Учителя-дефектологи
Социальные педагоги
Педагоги дополнительного образования
Медицинские работники
Тьютор
VI.

2
3
0
1
5
2
1

Наличие условий образовательного процесса

Характеристика информационно-технического оснащения и условий
Показатели
Обеспеченность учащихся учебной литературой (%)
Количество компьютеров, применяемых в учебном
процессе
Наличие библиотеки/информационно-библиотечного
центра
Возможность пользования сетью Интернет учащимися
Количество АРМ (автоматизированное рабочее место
учителя)
Кол-во компьютеров, применяемых в управлении
Возможность пользования сетью Интернет педагогами
Наличие официального сайта ОУ

Показатели
ОУ
100
4
Да
Да
16
3
Да
Да

Наличие условий организации образовательного процесса
Перечень учебных и иных помещений
Кабинет математики
Кабинет естествознания
Компьютерный класс
Кабинет русского языка и литературы
Кабинет истории
Кабинет географии
Кабинет технологии
Кабинет ИЗО
Кабинет музыки
Спортивный зал
Читальный зал
Кабинет начальных классов
Актовый зал
Библиотека
Наличие условий для обеспечения учащихся питанием
Обеспеченность учащихся медицинским обслуживанием

Кол-во
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
0
4
0
1
Да
Да

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей
с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для
получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ
фиксируется в рекомендациях ПМПК.
Кадровые условия
Обеспечение кадровых условий одно из основных направлений деятельности
образовательной организации при внедрении ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В штат специалистов ГБОУ СО «Алапаевская школа» в 2022 году,
реализующей АООП входили руководящие, педагогические и иные работники,
имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой
занимаемой должности.
Все специалисты прошли профессиональную переподготовку или курсы
повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о
профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении
квалификации установленного образца.
Материально-технические условия образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе с
интеллектуальными нарушениями
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного
процесса в 2022 году в ГБОУ СО «Алапаевская школа» обеспечивало
возможность:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места;
- техническим средствам обучения;

- учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим
особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в
соответствии с выбранным уровнем и вариантом программы;
- материально-техническому обеспечению педагогических кадров и других
участников образовательного процесса.
Организация пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором
осуществляется образование детей с ОВЗ, соответствовало действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений, предъявляемым к:
- территории образовательного учреждения; для детей, передвигающихся на
коляске - обеспечение возможности подъезда в здания через пандус,
механический подъемник; имеется парковочное место на стоянке для
маломобильных групп населения;
зданию
образовательного
учреждения
(для
осуществления
образовательного процесса оборудованы рабочие зоны и зоны для
индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для
активной деятельности обеспечена возможность для организации внеурочной
деятельности). В учебном процессе используются технические средства обучения,
мультимедийные средства: аппаратно-программный комплексы педагогов,
мобильный класс, интерактивные доски, веб-камеры которые дают возможность
удовлетворить
особые
образовательные
потребности
обучающихся,
способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную
активность обучающихся.
В учебном корпусе № 1 оборудован санузел для ребенка с НОДА.
В учреждении оборудованы кабинеты специалистов (2 кабинета педагогапсихолога, 1 кабинет учителя-логопеда), имеется приспособленный зал для
физкультурно-оздоровительной
и
лечебно-профилактической
работы,
медицинские кабинеты, помещение библиотеки; помещение для питания
обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой.
Для осуществления трудового обучения в рамках предмета «Профильный
труд» оборудованы мастерские и кабинет кулинарии.
Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы
Для
обучающихся,
осваивающих
адаптированную
основную
образовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью имеются в полном объеме учебники и рабочие тетради,
учитывающие особенности их психофизиологического развития и особые
образовательные потребности. Предметное содержание специальных учебников,
их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд специфичны,
поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения,
ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации
нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность

на общее и речевое развитие обучающихся в используемых методах и приемах
обучения посредством учебных материалов.
Наличие специальных программных средств (кроме программных
средств общего назначения)

Интерактивное оборудование (интерактивная доска и мультимедийный
проктор) – 6 шт;

В кабинете логопеда для проведения коррекционно-развивающих
занятий имеются:

Интерактивная обучающая программа «Волшебная поляна» (комплекс
из 19 готовых интерактивных развивающих и обучающих игр (общее развитие,
творческое развитие и психологическая разгрузка);

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры»,
направленная на развитие речи и исправление имеющихся речевых нарушений;

Программное обеспечение для реализации методики «Развитие и
коррекция речи детей 4-8 лет», предназначенное для проведения логопедической
работы с такими видами речевых нарушений как ОНР, ФФНР, НПОЗ;

В кабинете педагога-психолога установлен программный комплекс
«Лонгитюд», предназначенный для решения широкого спектра учебных,
исследовательских и прикладных задач в области психологии, педагогики,
социальной работы).
Благодаря специальным программным средствам педагоги и специалисты
сопровождения (логопеды, дефектологи, психолог) имеют в своём распоряжении
достаточно большую базу упражнений для развития интеллекта, речи, готовые
элементы и приёмы для организации и проведения групповых и индивидуальных
занятий.
Комплексная безопасность
Согласно ст. 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана
здоровья включает в себя в числе прочего и организацию питания, и определение
режима занятий и продолжительности каникул, и профилактику, и запрещение
курения, и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе,
и профилактику несчастных случаев.
Мероприятия по охране труда, профилактике травматизма, проявлений
терроризма и экстремизма, гражданской обороне в 2021 году осуществлялись в
соответствии с утверждёнными планами, основным из которых являлся План
основных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности,
разработанный на основании приказа Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области.
Основные направления деятельности учреждения по профилактике
травматизма в 2021 году являлись:
1. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
2. Предупреждение производственного травматизма.
3. Предупреждение детского травматизма.

4. Общие организационно-технические мероприятия по профилактике
травматизма, улучшению условий труда и охране здоровья.
В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий в школе
проводилась следующая работа:
-оформлены стенды по правилам дорожного движения;
- оформлены в каждом классе уголки по ПДД, где даны рекомендации по
профилактике ДТП учащимся и родителям.
- проводятся конкурсы плакатов с 1по 9 класс по ПДД;
- ежегодно проводятся уроки безопасности»
- Месячник безопасности
- Классные часы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма с 1-9 классы.
- Общешкольные родительские собрания «Безопасность детей» в целях
профилактики дорожно-транспортных происшествий и сокращения детского
дорожно-транспортного травматизма
- Анализ детского травматизма за 12 месяцев 2022
- Оперативные совещания по вопросам по профилактики и предупреждения
детской травматизма
- Ведутся журналы инструктажа при выходе на мероприятия, проводимые
вне стен ОУ.
По итогу 2022 года ДТП с участием обучающихся ГБОУ СО «Алапаевская
школа» нет.
Охрана труда
Организация службы охраны труда в образовательном учреждении является
основным
методом
обеспечения
безопасности
учебного
процесса
Грамотная организация службы охраны труда в образовательном
учреждении является обязательным условием эффективного образовательного
процесса, способствует профилактики детского травматизма.
Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации
службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение
обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.
Со всеми сотрудниками ОУ в соответствии с законодательством проводятся
инструктажи по охране труда:
-вводный (при приеме на работу)
-первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной
деятельности)
-повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по
должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на
рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев);
-внеплановый (при введении в действие новых или переработанных
инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда,
которые привели к травме, аварии, пожару);
-целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий).
Для регистрации инструктажей ведутся журналы:

-первичного инструктажа
-вводного инструктажа
Ведутся учет и расследование несчастных случаев на производстве (с
учащимися и работниками)
Организовано обучение и проверка знаний по охране труда, которая
проводится один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня
принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле
обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного
травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ
предусмотрено, что "все работники организации, в том числе ее руководитель,
обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований
охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Составлен график прохождения обучения по ОТ.
В учреждении оформлен уголок по охране труда.
В школе разработан «алгоритм действия руководителя, дежурного
администратора, учителя» при несчастных случаях с обучающимися.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале
установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех
видов деятельности:
- учебные занятия;
- трудовая подготовка;
- занятия общественно-полезным трудом;
- экскурсии, походы;
- спортивные занятия, соревнования;
- кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
В 2022 году несчастных случаев на производстве (с учащимися и
работниками) нет.
Таким образом, в школе ведётся систематическая работа по созданию
безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а
также материальных ценностей школы от возможных несчастных случаев,
пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Работа в области гражданской обороны проводилась в соответствии с
Планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах, согласованным в отделе гражданской
защиты МО г. Алапаевск.
Профилактика инфекционных заболеваний
В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных
заболеваний в 2022 году медицинские работники проводили:
- медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью
выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний, в т. ч. на педикулез,
ОРВИ;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся,
особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров обучающихся и
проведение профилактических прививок;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физической
культурой;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи
(при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию,
оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;
- один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят
в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом,
их отправляют домой для санации.
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае
инфекционных и паразитарных заболеваний среди обучающихся и персонала
учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном
порядке;
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием
территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены
обучающимися и персоналом;
- организацию и проведение профилактических и санитарнопротивоэпидемических мероприятий;
- работу по организации и проведению профилактической и текущей
дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
- работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания,
состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за
правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от
пола, возраста и состояния здоровья;
- контроль за пищеблоком и питанием детей;
- ежедневная термометрия обучающихся и сотрудников ОУ с целью
недопущения распространения коронавирусной инфекции;
- ведение медицинской документации.
В 2022 году проведена вакцинация обучающихся согласно Национальному
календарю профилактических прививок.
В 2022 году групповых инфекционных заболеваний в ГБОУ СО
«Алапаевская школа» не зафиксировано.
VII. Анализ показателей деятельности организации
Показатели

Единица
измерения

Количество

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся

человек

117

Численность учащихся 1 – 4 классов

человек

40

Численность учащихся 5 – 9 классов

человек

77

человек
(процент)

25%

Численность (удельный вес) учащихся –
победителей и призеров олимпиад, смотров,
конкурсов от общей численности
обучающихся, в том числе:
− регионального уровня
− федерального уровня

3%

− международного уровня

0

Численность (удельный вес) учащихся по
программам с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного
обучения от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

0

Численность (удельный вес) учащихся в
рамках сетевой формы реализации
образовательных программ от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

0

человек

24

Общая численность педработников, в том
числе количество педработников:
− с высшим образованием
− высшим педагогическим образованием

21

− средним профессиональным образованием
− средним профессиональным
педагогическим образованием
Численность (удельный вес) педработников с
квалификационной категорией от общей
численности таких работников, в том числе:

3
человек
(процент)

− с высшей

4%

− первой

81%

- соответствие занимаемой должности

8%

Численность (удельный вес) педработников
от общей численности таких работников с
педагогическим стажем:

человек
(процент)

− до 5 лет

23%

− больше 30 лет

8%

Численность (удельный вес) педработников
от общей численности таких работников в
возрасте:

человек
(процент)

− до 30 лет

27%

− от 55 лет

8%

Численность (удельный вес) педагогических
человек
и административно-хозяйственных
(процент)
работников, которые за последние 5 лет
прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей
численности таких работников

100%

Численность (удельный вес) педагогических
и административно-хозяйственных
работников, которые прошли повышение
квалификации по применению в
образовательном процессе ФГОС, от общей
численности таких работников

человек
(процент)

100%

Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося

единиц

0,26

Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего
количества единиц библиотечного фонда в
расчете на одного учащегося

единиц

6

Наличие в школе системы электронного
документооборота

да/нет

нет

Наличие в школе читального зала
библиотеки, в том числе наличие в ней:

да/нет

нет
нет

Инфраструктура

− рабочих мест для работы на компьютере
или ноутбуке
− медиатеки

нет

− средств сканирования и распознавания
текста

нет

− выхода в интернет с библиотечных
компьютеров

да

− системы контроля распечатки материалов

нет

Численность (удельный вес) обучающихся,
которые могут пользоваться

человек
(процент)

37
(33%)

широкополосным интернетом не менее
100 Мб/с, от общей численности
обучающихся
Общая площадь помещений для
образовательного процесса в расчете на
одного обучающегося

кв. м

4,3

Анализ показателей указывает на то, что школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.3286 – 15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» и позволяет реализовывать
адаптированные основные образовательные программы в полном объеме в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят
повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных
результатов образовательных достижений обучающихся.
Исполнение государственного задания за 2022 год в разрезе плановых и
фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении составило
100%.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».