учебный план 2023-2024 учебный год (ФГОС)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Алапаевская школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СО «Алапаевская школа»
____________________И.С.Николина
Приказ №211-ОД от 28.08.2023 г.

Учебный план
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1-8 классы
на 2023-2024 учебный год
(ФГОС УО)

г. Алапаевск
2023 г.
0

Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее –
Стандарт), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план ГБОУ СО «Алапаевская школа» разработан на основе
следующих нормативно-правовых Актов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и
науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденная
приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней
(при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиНу).
Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года в 1-м
классе — 33 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном плане предусмотрены равномерно распределенные
периоды учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1
1

класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная
часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных
нозологических групп и определяется в соответствии с представленными
ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.

2

В обязательную часть учебного плана входят следующие учебные
предметы:
- Русский язык,
- Чтение,
- Речевая практика,
- Математика,
- Мир природы и человека,
- Природоведение,
- география
- биология
- Основы социальной жизни,
- информатика
- мир истории
- история Отечества
- Рисование (Изобразительное искусство),
- Музыка,
- Ручной труд,
- профильный труд
- адаптивная физическая культура
- Информатика.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, для
обучающихся 1 класса не предусмотрена.
Во 2-4 классах 1 час из данной области перенесен на ручной труд. В 6
классе 1 час перенесен из этой области на Профильный труд.
В рамках части, формируемой участниками образовательных отношений
реализуются программы факультативных курсов:
 Факультатив во 2-4 классах «Хочу все знать»
 Факультатив во 2-4 классах «Я здоров»
 Факультатив в 5-9 классах «Спортивные игры»
 Факультатив в 5 классе «Клининг»
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение),
Речевая практика.
Основные
задачи
реализации
содержания:
Русский
язык.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
3

Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации
содержания: Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни
Предметная область «Естествознание».
Мир природы и человека. Формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой
природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение
полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.
Биология состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и
его здоровье".
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и
естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими,
социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое
4

помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Человек и общество»
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания,
самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем
окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение моральноэтических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека,
общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и
укреплении его соматического, физического и психического здоровья,
формировании правильного уклада семейных отношений.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип
цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на
конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития
человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать
условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления
обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших
психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в VII - XI классах.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине,
ее историческому прошлому.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
5

понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Адаптивная физическая культура. Основные задачи
реализации содержания: Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств:
быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии».
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в
разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной
коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение
навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая область», которая представлена ритмикой
и коррекционными занятиями: логопедическими и занятиями по развитию
психомоторики и сенсорных процессов.
Основные задачи реализации содержания:
6

Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи.
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно
допустимую аудиторную нагрузку. Выбор коррекционных занятий
обусловлен психофизическими особенностями обучающихся с умственной
отсталостью и рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся
предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности
и распределение на них часов самостоятельно осуществляется
общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет образовательная организация.
Внеурочная деятельность в 1-8 классах ГБОУ СО «Алапаевская школа»
организуется по направлениям: Спортивно-оздоровительная деятельность,
проектная
деятельность,
деятельность
по
развитию
навыков
7

самообслуживания и независимости в быту, художественно-эстетическая
творческая деятельность.
Основной целью внеурочной деятельности является создание условий
для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов
учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для
творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в
комфортной
развивающей
среде,
стимулирующей
возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и
педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для
успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность
внеурочной
деятельности
предполагает:
приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература,
природа, человечество.
Основные
задачи
реализации
содержания
внеурочной
деятельности:
«Подвижные игры», «Спортивные игры», «Территория танца»
направлены на укрепление здоровья, формирование у обучающихся
установки на здоровый образ жизни, укрепление физического и
психологического здоровья.
«Разговоры о важном». Курс направлен на развитие ценностного
отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с
детьми должны быть направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
«Расскажи стихи руками» направлен на развитие мотивации
обучающихся к познанию и творчеству; создание условий для сознательного
применения обучающимися базовых знаний и умений в ситуациях, отличных
8

от учебных; формирование у обучающихся с умственной отсталостью
умений сотрудничества со сверстниками, а также в разновозрастных группах
учащихся в различных социальных ситуациях; социальное, культурное и
профессиональное
самоопределение,
творческая
самореализация
обучающихся с умственной отсталостью; формирование у обучающихся с
умственной отсталостью навыков адаптации в социальной среде.
«Азы хозяйствования», «Юный кулинар» направлены на формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества,
формирование навыков коллективной работы,
при выполнении
общественно-полезной деятельности;

Недельный учебный план АООП УО (вариант1) обучающихся 1-8 классов
Предметные

Учебные предметы

области
1.Язык

1 кл

и

речевая 1.1.Русский язык
1.2.Чтение
практика
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1 Математика
2.2. Информатика
3.Естествознание
3.1.Мир
природы
и
человек
3.2. Природоведение
3.3 География
3.4. Биология
4. Человек и
4.1. Основы социальной
жизни
общество
4.2. Мир истории
4.3 История Отечества
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Рисование
5.Физическая
5.1. Адаптивная
культура
физическая культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
6.2. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
Факультатив «Спортивные игры»

Кол-во часов
2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6а

7а

7б

8

кл

кл

кл

кл

3
3
2
3

3
4
2
4

3
4
2
4

3
4
2
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4

4

2

1

1

1

-

-

3
1
-

3
1
-

3
1
-

-

-

-

-

2
2

2
2

2
2
2

2
2
2

2
2
2

2
2

2
2

2
1
3

1
1
3

1
1
3

1
1
3

1
2
2

1
2
2

2
2

2

2

2

2

21

21

21

21

6
27

7
29

7
29

7
29

7
29

-

-

-

-

1

1

1

1

1

участниками

9

Факультатив «Клиниг»

-

-

-

-

1

-

-

-

-

Факультатив «Хочу все знать»

-

1

1

1

-

-

-

-

-

Факультатив «Я здоров!»

-

1

1

1

-

-

-

-

-

21

23

23

23

29

30

30

30

30

1
3
2

1
3
2

1
3
2

1
3
2

1
3
2

0
3
3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
39

39

39

39

39

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
- Ритмика;
- Логопедические занятия;
- Занятия по развитию психомоторики и
сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
Разговоры о важном
Азы хозяйствования
Проектная деятельность
Территория танца
Подвижные игры
Расскажи стихи руками
Юный кулинар
Всего к финансированию

31

33

33

33

0
3
3

0
3
3

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
№ класс
1
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8

2

Учебник
Букварь 1 и 2 ч
Технология.
Ручной труд
Математика 1 и 2 ч
Речевая практика
Мир природы и
человека 1 и 2 ч
Изобразительное
искусство
Музыка
Русский язык в 2ух
частях
Чтение 2 ч
Речевая практика
Математика 2е ч
Мир природы и
человека 2е ч
Ручной труд
ИЗО
Музыка

Автор
А.К. Аксенова
Л .А. Кузнецова

Издательство
Просвещение
Просвещение

Год
2022
2022

Кол - во
24
12

Т.В. Алышева
С.В. Комарова
Н.Б. Матвеева

Просвещение
Просвещение
Просвещение

2022
2023
2022

24
12
24

М.Ю. Рау

Просвещение

2022

12

И.В. Евтушенко
Э.В. Якубовская

Просвещение
Просвещение

2021
2022

7
24

С.Ю. Ильина
С.В. Комарова
Т.В. Алышева
Н.Б. Матвеева

Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение

2022
2023
2022
2022

24
12
24
24

Л .А. Кузнецова
М.Ю. Рау
И.В. Евтушенко

Просвещение
Просвещение
Просвещение

2022
2022
2022

12
12
8
10

1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
1
2

3

4

5

6

3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6

7

8

9

Русский язык 2 ч
Чтение
Математика 2 ч
Речевая практика
Мир природы и
человека 2 ч
ИЗО
Ручной труд
Музыка
Русский язык 2 ч
Чтение 2ч
Математика 2 ч
Мир природы 2 ч
Речевая практика
ИЗО
Ручной труд
Музыка
Рус язык
Чтение
Математика
Природоведение
ИЗО
Рус язык
Цветоводство и
декоративное
садоводство
География с
приложением
Математика
Чтение
Мир истории
Природоведение
История Отечества
Рус язык
Чтение
География
Математика
Биология
Чтение
Биология
Математика
Рус язык
История Отечества
География
Чтение
Рус язык
История Отечества
Математика
География
Биология

Э.В. Якубовская
С.Ю. Ильина
Т.В. Алышева
С.В. Комарова
Н.Б. Матвеева

Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение

2020
2020
2019
2020
2020

20
20
20
10
18

М.Ю. Рау
Л .А. Кузнецова
И.В. Евтушенко
Э.В. Якубовская
С.Ю. Ильина
Т.В. Алышева
Н.Б. Матвеева
С.В. Комарова
М.Ю. Рау
Л .А. Кузнецова
И.В. Евтушенко
Э.В. Якубовская
Малышева
Перова
Т.М. Лифанова
М.Ю. Рау
Э.В. Якубовская
Н.М. Карман
Г.Г. Зак

Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение

2019
2019
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2020

9
10
5
24
24
24
24
12
12
12
4

Т.М. Лифанова

Просвещение

2021

12

Капустина
И.М. Бгажнокова
И.М. Бгажнокова
Т.М. Лифанова
И.М. Бгажнокова
Э.В. Якубовская
А.К. Аксенова
Т.М. Лифанова
Т.В. Алышева
Клепина З.А.
З.Ф. Малышева
А.И. Никишов
В.В. Эк
Э.В. Якубовская
И.М. Бгажнокова
Т.М. Лифанова
А.К. Аксенова
Э.В. Якубовская
И.М. Бгажнокова
АП Антропов
Т.М. Лифанова
Е.Н. Соломина

Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение

2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021
2021

12
12
10
10
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12

12
12
22
12
12
12

11

Учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 ступень, 6 б класс
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - I дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в
1 дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть
предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» направлен
на формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими
в процессе социального взаимодействия.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет «Математические представления» направлен на
формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Предметная область «Окружающий мир»
«Окружающий природный мир» - формирование представлений о
живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой,
бережного отношения к природе.
«Человек». Приобщение обучающегося к социальному миру
начинается с развития представлений о себе. Становление личности
обучающегося происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в
системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает
понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь
со своими родными и близкими.

12

Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает
формирование представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
«Окружающий социальный мир». Цель обучения - формирование
представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения), формирование представлений о
предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное
назначение окружающих предметов, действия с ними).
Учебный предмет «Домоводство». Цель обучения - повышение
самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой
деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с
инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению
пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за
вещами.
Предметная область «Искусство»
Учебный предмет «Музыка и движение». На музыкальных занятиях
развивается не только способность эмоционально воспринимать и
воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность». Целью обучения
изобразительной деятельности является формирование умений изображать
предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной
деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение
доступным приемам работы с различными материалами, обучение
изображению
(изготовлению)
отдельных
элементов,
развитие
художественнотворческих способностей.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура». Целью занятий
по адаптивной физической культуре является повышение двигательной
активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование
основных и прикладных двигательных навыков; формирование
туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах,
плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья
обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных
заболеваний.
Предметная область «Технология»
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и
подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие
интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с
различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций
13

и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с
растениями.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития разных нозологических групп и
определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей
каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжелыми и множественными нарушениями развития и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
В классе 1 ступени обучения (ТМНР) 1 час перенесен из этой части на
изучение предмета «Математические представления», на «Окружающий
социальный мир» - 1 час.
В 6Б классе 1 час из этой области перенесен на предмет
«Математические представления», 1 час на «Окружающий социальный мир»,
2 часа на урок «Профильный труд», 1 час на изучение предмета «Человек».
В классе 1 ступени обучения (ТМНР) 1 час -факультатив по
физкультуре, 2 ч. –факультатив по труду «Умелые ручки», 1 час –
факультатив по домоводству «Домоводство».
В 6Б классе факультатив по физкультуре – 1 час.
Специальная
индивидуальная
программа
развития
(СИПР),
разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные
области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП.
Различия в индивидуальных учебных планах объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных
учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития,
как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У
14

обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем
учебной нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся,
особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать
предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для
СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности
адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации
ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается
количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся.
Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа),
группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
"среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося
опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими
занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме
индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей
направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться образовательной
организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций
ПМПК
и
индивидуальной
программы
реабилитации
инвалида.
15

Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю
(не более 1690 часов на I этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс),
1700 часов на II этапе обучения (5 - 9 класс) и 1020 часов на III этапе (10 - 12
класс). Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов
отводится на реализацию коррекционно-развивающей области.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является также неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным
планом.
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» направлен на
формирование российской гражданской идентичности обучающихся,
интереса к познанию, формирование осознанного отношения к своим правам
и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других,
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм, создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности,
развитие у школьников общекультурной компетентности, развитие умения
принимать осознанные решения и делать выбор, осознание своего места в
обществе, познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей,
формирование готовности к личностному самоопределению.
«Проектная деятельность» организуется в доступных для
обучающихся пределах в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов, в том числе в сфере формирования бытовых навыков и навыков
самообслуживания.
Реализуются 3 программы художественно – эстетической
направленности, организуемой как система разнообразных творческих
мастерских:
«Я познаю мир»,
«Лаборатория»,
«Бумажная фантазия».
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности
обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с
обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП и СИПР определяет образовательная организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
16

учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
Недельный учебный план АООП УО (2 вариант) для
обучающихся 1 ступени обучения (ТМНР) , 6б класса
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов
в неделю
Класс
1 ступень
(ТМНР)

VI
класс

1.1 Речь и альтернативная
коммуникация

3

3

2.1 Математические
представления
3.1 Окружающий
природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1 Музыка и
движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная
физкультура
6.1 Профильный труд

3

3

2

2

2
2
2

2
5
3
2

3

3

1. Обязательная часть
1. Язык и
речевая
практика
2. Математика
3.Окружающий мир

4. Искусство

5. Физическая
2
культура
6. Технологии
Итого
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Факультатив «Мир в движении»
1
Факультатив «Умелые ручки»
2
Факультатив «Домоводство».
1

2

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация

23

26

2
1
1
2

1
1
1
1

4

1

17

Внеурочная деятельность
«Разговоры о важном»
«Проектная деятельность»
«Я познаю мир»
«Лаборатория»
«Бумажная фантазия»
Всего к финансированию

1
1

1
1
2
2

2

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».