Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Алапаевская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы"
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_______________ И.С.Николина
« ___» ________________ 2023г.
Приказ от 28.08.2023 №211-ОД
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
(9 класс)
0
Пояснительная записка
к учебному плану
I.
Нормативные и аналитические основания составления учебного
плана.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»
- Учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065п.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
II.
Программно – целевые основания, положенные в основу учебного
плана.
ЦЕЛЬ:
Достижение
выпускниками
образовательного
учреждения
сформированности опыта самостоятельной социальной адаптации и
самореализации в жизни общества.
ЗАДАЧИ:
1. Обеспечение гарантий доступности и качества образования умственно
отсталых учащихся.
2. Развитие условий, обеспечивающих реализацию государственных
образовательных программ для учащихся с умственной отсталостью,
направленных на повышение уровня их познавательной активности и
развитие их способности к осознанной регуляции их трудовой
деятельности.
3. Создание комплекса условий для развития целостной системы
коррекционной
и
индивидуальной
направленности
обучения,
1
ориентированных на самостоятельную
самореализацию в жизни общества.
III.
социальную
адаптацию
и
Характеристика структуры учебного плана.
За основу взят Учебный план специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
с
отклонениями в развитии, утвержденный Приказом Минобразования РФ от
10.04.2002 N 29/2065-п.
Учебный план определяет основные образовательные направления,
перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом
специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально
допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении.
Учебный план состоит из 3-х частей. В первую часть включены
образовательные области и соответствующие им учебные предметы,
наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (3,
4 классы) до старшего (8 - 9 классы). В этой части особое внимание
уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению
элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и
обществоведческого циклов.
Во второй части наряду с такими предметами как музыка, искусство,
физическое воспитание, большой объем часов заложен на профильный труд,
который по направленности содержания разработан на основе местных
ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников
учреждения.
В школьном компоненте представлены коррекционные технологии,
обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у
обучающихся с умственной отсталостью: ЛФК, ритмика, логопедическая
коррекция и другие.
Специфика
интеллектуального
и
личностного
недоразвития
обучающихся требует направленной коррекции не только учебной
деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков
содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции
эмоциональных, нравственно - поведенческих и других свойств психики.
В этой части предусмотрены занятия по развитию психомоторики и
сенсорных процессов, а также факультативы, содержание которых
разрабатывается педагогическим коллективом при участии психолога,
социального педагога, других специалистов.
2
Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих
закономерностей развития психики ребенка и новообразований,
возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному
развитию.
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой
предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно
продолжающихся от начальной до старшей школы, например:
- природоведение (5 класс);
- география (6 - 9 классы);
- естествознание (6 - 9 классы).
Такой же принцип действует между предметами из области:
технологии и искусство, язык и речь, математика, что позволяет практически
осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно
отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной
динамики.
В учебном плане заложена большая возможность для реализации
социокультурного развития обучающихся, психологической, социальной и
культурной реабилитации разных групп обучающихся с умственной
отсталостью.
Школьный компонент представлен следующими факультативными
курсами:
«Проектная деятельность» – 9 классы;
«Разговоры о важном» – 9 класс;
Учебные дисциплины являются обязательными для всех учащихся.
Учебный план включает перечень учебных предметов, распределение их
по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный
предмет и дозировку этих часов в неделю.
Содержание обучения русскому языку строится на принципах
коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического
направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где
орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его
устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере
соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности
умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику
построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения
грамматических правил и категорий.
3
Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других
видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной
лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть
характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность,
бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре,
истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах
доступных литературных жанров.
Образовательная область "Математика" представлена элементарной
математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика
имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения
жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства,
их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика
вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она
значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими
элементов логического мышления. Математические знания реализуются и
при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории,
географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др.
"История Отечества"
формирует систему знаний о самых
значительных исторических событиях в становлении и развитии основ
Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории.
Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной
отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не
позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых
хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких
ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях,
обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип
социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию
гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из
истории
региона,
формированию
простейших
обществоведческих
представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти,
морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.
"География" - элементарный курс физической географии России и
зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать
доступные представления о физической, социально - экономической
географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ
жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое
место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему
воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому
воспитанию.
4
Природоведение, биология и география направлены на формирование у
школьников элементарных знаний о живой и неживой природе, правильного
понимания окружающей действительности, воспитание бережного
отношения к природе.
Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами
"Природоведение" (5 кл.) и "Естествознание" (6-9 кл.) с соответствующими
разделами: "Растения", "Животные", "Человек".
Естественнонаучное образование обучающихся с умственной
отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и
анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является
преодоление инертности психических функций, расширение представлений о
многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие
предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению
единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся
практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.
Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение функции органов
человека, но, прежде всего, вопросы профилактики различных заболеваний, в
том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции,
венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни
современного общества.
Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют
представления обучающихся о себе как живом организме, помогают
ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях,
возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной
жизни юноши, девушки после окончания школы.
"Домоводство" в большей мере соответствует задачам трудового
обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно с 5 по 9 класс
формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его
компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других
учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в
семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт,
кулинария, уход за больными и мн. др.
Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных
родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в
собственном доме, что переводит "Домоводство" не столько в учебную
область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции
развивающейся личности.
Изобразительное искусство предполагает овладение школьниками
элементарными основами навыков рисования.
5
Уроки музыки формируют умение слушать музыку и пение,
воспитывают художественный вкус, эстетические чувства.
Уроки физической культуры выполняют общеразвивающую функцию,
укрепляют здоровье школьников, закаливают организм, формируют
правильную осанку, совершенствуют двигательные качества (силу, быстроту,
ловкость и выносливость), воспитывают гигиенические навыки, физическую
работоспособность. Уроки физической культуры в 3, 4 классах дополнены
занятиями лечебной физкультуры и дополнительного образования
физкультурно-оздоровительной направленности.
Труд направлен на овладение школьниками элементарных приёмов
труда, формирование у них общетрудовых умений и навыков,
самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.
Особое внимание на второй ступени уделяется - профильному
обучению, оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе (класс
наблюдения) и на последующих годах преобразуется в доступный
обучающимся профильный
труд. В 7-9 классах трудовое обучение
представлено следующими профилями:
- штукатурно-малярное дело;
- обслуживающий труд;
- кулинария.
Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся разнообразным
профилям
труда
рассматривается
в
неразрывной
связи
с
общеобразовательной
подготовкой,
стратегией
жизнедеятельности
выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных
возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.
Задача профильного трудового обучения в 6-9 классах – формирование
общетрудовых умений.
К специфическим коррекционным предметам относится ритмика,
которая обеспечивает коррекцию недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей по средствам музыкально – ритмической
деятельности, способствующей развитию общей и речевой моторики,
эстетическому воспитанию;
Факультативные занятия организованы с учетом интересов детей, их
индивидуальных особенностей и в зависимости от
жизненной
необходимости и направлены на успешную адаптацию учащихся в социуме.
При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой
ориентировке, факультативных занятий
класс делится на подгруппы,
комплектование которых осуществляется с учетом познавательных,
психофизиологических особенностей учащихся.
6
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся
по логопедии, лечебной физкультуре и развитию психомоторики и
сенсорных процессов. Особое внимание обращается на коррекцию
специфических нарушений.
Занятия по логопедии проводятся с учащимися, имеющими
выраженные речевые нарушения. Занятия по логопедии учащиеся посещают
как после уроков, так и во время уроков (с уроков чтения, музыки, ИЗО,
русского языка).
Лечебная физкультура необходима для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Таких детей около 84%. Диагноз в основном –
нарушение осанки, сколиоз.
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
создаются условия для развития познавательной деятельности учащихся.
Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом
однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений,
а на занятия ЛФК в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Весь учебный план построен на принципах преемственности.
IV.
Особенности программного и учебно – методического обеспечения
образовательного процесса, формы обеспечения вариативности,
дифференциации, преемственности.
Реализация учебного плана осуществляется в соответствии с требованиями
методического обеспечения (см. Приложение):
- адаптированные образовательные программы;
- обеспеченность учебниками составляет 100%.
V.
Краткая характеристика реализуемых в образовательном
учреждении образовательных программ. Формы организации
образовательного процесса как условия, гарантирующие
доступность и качество образования в данном образовательном
учреждении.
Основными задачами начального обучения в 4 классе являются:
7
- формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения
образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других - в
соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;
- реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому
оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических,
индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.
Программа начальной школы функционирует как пропедевтико –
диагностическая и первоначальный источник элементарных знаний,
требующая речевого развития; психофизиологического созревания;
зрительного
восприятия;
пространственной
ориентировки;
скоординированной моторики мелких мышц рук и внимания. В этот период
осуществляется овладение учащимися грамотой и первоначальными
навыками счета. Большее внимание уделяется общему и общеречевому
развитию учащихся, поддержка интереса к учению, выработка
положительной мотивации, формированию нравственной и волевой
готовности обучения в старших классах.
Учебные программы для VI-IX классов являются продолжением
начальной школы, но в отличие от нее расширяют и углубляют понятийную
и практическую основу образовательных областей, закрепляют навыки
самостоятельной учебной деятельности, завершают подготовку по
общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными
показаниями учебных возможностей обучающихся.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности
умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие
личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают
гражданское, нравственное, трудовое эстетическое и физическое воспитание.
Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, которые необходим им для
социальной адаптации. Содержание обучения по всем учебным предметам
имеет практическую направленность.
В программах принцип коррекционной направленности является
ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков
общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания
умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным
предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей
личности в целом. В программном материале учтена необходимость
формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые
помогут выпускникам стать полезными членами общества.
8
Основная форма организации учебного процесса – урок. Через урок
реализуются принципы
дифференцированного и индивидуального
обучения.
Специфической формой являются индивидуальные и групповые
коррекционные занятия по исправлению недостатков речевого, психического
и физического развития.
VI.
Результат образования
Главным результатом образования в ГБОУ СО «Алапаевская школа»
является достижение выпускниками уровня социальной компетентности,
позволяющего успешно адаптироваться в обществе.
Задача предметов учебного плана заключается в обеспечении учащихся
тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы выпускникам
для жизни в социуме.
VII. Учебный план на 2023– 2024 учебный год.
(Приложение №1)
VIII. Примечание к учебному плану.
(Приложение №2)
9
Приложение № 1
№
п/п
1.
Образовательные
области
Язык и речь
Учебные дисциплины
9 кл.
Чтение
4
Русский язык
3
2.
Математика
Математика
4
3.
Обществознание
2
2
2
5.
Искусство
6.
7.
Технологии
Физическая
культура
История Отечества
География
Естествознание
ИЗО
Музыка
Домоводство
Физическая культура
Профильный труд
12
Максимальный объем учебной нагрузки
учащихся при 5-дневной учебной неделе
33
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
Логопедическая коррекция
Факультативы:
«Разговоры о важном»
«Проектная деятельность»
Общее количество часов
Трудовая практика (в днях)
2
8.
Коррекционные
технологии
2
2
1
1
37
10
* Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во
второй половине дня. Их продолжительность 15-25 минут
10
Приложение № 2
Примечания к учебному плану
1. Учебный план общего образования детей с умственной отсталостью
предусматривает в качестве обязательного 9-летний срок обучения.
2. По окончании 9-го класса учащиеся сдают экзамен по трудовому
обучению и получают документ установленного образца об окончании
школы.
3. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в
соответствии со сроками, утвержденными директором образовательного
учреждения.
4. Продолжительность урока – 40 минут.
5. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические,
развитие психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК) проводятся как в
первой, так и во второй половине дня. Их продолжительность 15-25
минут.
6. При проведении уроков по профильному труду классы делятся на
подгруппы.
7. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом
однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений, а на занятия ЛФК
в соответствии с медицинскими
рекомендациями.
8. Факультативные занятия относятся к школьному компоненту и
проводятся во второй половине дня.
9. Трудовая практика проводится в течение учебного
года; место
проведения
трудовой
практики
определяется
образовательным
учреждением в зависимости от психофизических особенностей учащихся
и возможностей материально – технической базы образовательного
учреждения.
11
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида, 5-9 классы, под редакцией Бгажноковой И.М., Москва «Просвещение»,
2005г.
- Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью, подготовительный, 1-9 классы, Новоселова Н.А., Шлыкова
А.А., центр «Учебная книга», 2004г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8
вида, 5-9 классы, под редакцией Воронковой В.В., Москва «Владос», 2011г.,
сборник 1 и 2.
УЧЕБНИКИ
Учебные
предметы
Автор
Класс
Кол-во Кол-во
уч-ся в
экз.
классе
Галунчикова Н.В., Якубовская Э.В.
Русский язык
8
9
12
12
12
12
Малышева З.Ф
Аксенова А.К., Шишкова М.И.
8
9
12
12
12
12
8
9
12
12
12
12
История
Отечества
Эк В.В.
Перова М.Н.
Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С.,
Редькина Н.М.
8
9
12
12
12
12
География
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.
8
9
8
12
12
12
12
12
12
21
12
12
12
12
12
12
12
Чтение
Математика
Естествознание
Никишов А.И., Теремов А.В.
Романов И.В., Петросова Р.А.
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В.
Романов И.В., Агафонова И.Б.
Васенков Г.В. Картонажно-переплетное
дело
9
8-9
8
12
Бобрешова С.В., Чекайло Я.Д. Штукатурномалярное дело
Профильный
труд
Домоводство
Субчева. Социально-бытовая ориентировка.
Учебное пособие
Субчева. Социально-бытовая ориентировка.
Учебное пособие
12
12
8
12
12
9
12
12
13