учебный план 2022-2023 учебный год (ФГОС)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Алапаевская школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СО «Алапаевская школа»
____________________И.С.Николина
Приказ №_260-ОД от 22.08.2022г.

Учебный план
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1-7 классы
на 2022-2023 учебный год
(ФГОС)

г. Алапаевск
2022г.
0

Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее –
Стандарт), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план ГБОУ СО «Алапаевская школа» разработан на основе
следующих нормативно-правовых Актов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и
науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней
(при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиНу).
Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года в 1-м
классе — 33 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном плане предусмотрены равномерно распределенные
периоды учебного времени и каникул.
1

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся 1
класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная
часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
В обязательную часть учебного плана входят следующие учебные
предметы:
- Русский язык,
- Чтение,
- Речевая практика,
- Математика,
- Мир природы и человека,
- Природоведение,
- Основы социальной жизни,
- Изобразительное искусство,
- Музыка,
- Ручной труд,
- Физкультура
- Информатика.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, для
обучающихся 1 класса не предусмотрена.
Во 2-4 классах 1 час из данной области перенесен на ручной труд. В 5 и
6 классах 1 час перенесен на основы социальной жизни, в 7 классе 1 час
перенесен из этой области на Профильный труд.
В рамках части, формируемой участниками образовательных отношений
реализуются программы:
2









«Азбука музыкально-творческого развития», 2-3-е классы.
«В мире музыки» - 4 класс
«Азбука безопасности» - 3 класс
«Я и мир» - 4 класс
«Здоровье» - 2 класс
«Занимательная математика» - 5, 6 классы
«Основы финансовой грамотности» - 7 класс
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение),
Речевая практика.
Основные
задачи
реализации
содержания:
Русский
язык.
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации
содержания: Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни
Предметная область «Естествознание».
3

Мир природы и человека. Формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой
природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение
полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.
Предметная область «Человек и общество»
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания,
самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем
окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение моральноэтических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека,
общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и
укреплении его соматического, физического и психического здоровья,
формировании правильного уклада семейных отношений.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая
культура). Основные задачи реализации содержания: Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных
4

видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных
качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за
своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно
их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция
недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии».
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в
разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной
коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение
навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая область», которая представлена ритмикой
и коррекционными занятиями: логопедическими и занятиями по развитию
психомоторики и сенсорных процессов.
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи.
5

Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно
допустимую аудиторную нагрузку. Выбор коррекционных занятий
обусловлен психофизическими особенностями обучающихся с умственной
отсталостью и рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся
предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности
и распределение на них часов самостоятельно осуществляется
общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов,
предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет образовательная организация.
Внеурочная деятельность в 1-7 классах ГБОУ СО «Алапаевская школа»
организуется по направлениям: духовно-нравственное, социальное,
спортивно-оздоровительное, общекультурное.
Основной целью внеурочной деятельности является создание условий
для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов
учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для
творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в
комфортной
развивающей
среде,
стимулирующей
возникновение
личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального
становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и
6

педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для
успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность
внеурочной
деятельности
предполагает:
приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература,
природа, человечество.
Основные
задачи
реализации
содержания
внеурочной
деятельности:
«Подвижные игры», «Бочче» направлены на укрепление здоровья,
формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни,
укрепление физического и психологического здоровья.
«Разговоры о важном». Курс направлен на развитие ценностного
отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с
детьми должны быть направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
«Расскажи стихи руками» направлен на развитие мотивации
обучающихся к познанию и творчеству; создание условий для сознательного
применения обучающимися базовых знаний и умений в ситуациях, отличных
от учебных; формирование у обучающихся с умственной отсталостью
умений сотрудничества со сверстниками, а также в разновозрастных группах
учащихся в различных социальных ситуациях; социальное, культурное и
профессиональное
самоопределение,
творческая
самореализация
обучающихся с умственной отсталостью; формирование у обучающихся с
умственной отсталостью навыков адаптации в социальной среде.

7

Учебный план
Предметные

Учебные предметы

области
1.Язык и речевая 1.1.Русский язык
1.2.Чтение
практика
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1 Математика
2.2. Информатика
3.Естествознание 3.1.Мир природы и
человек
3.2. Природоведение
3.3 География
3.4. Биология
4. Человек и
4.1. Основы
социальной жизни
общество
4.2. Мир истории
4.3 История Отечества
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Рисование
5.Физическая
5.1.
Физическая
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
6.2. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
- Ритмика;
- Логопедические занятия;
- Занятия по развитию психомоторики
и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
Разговоры о важном
Азы хозяйствования
Мой родной край
Бочче
Путешествие по сказкам
Подвижные игры
Расскажи стихи руками
Всего к финансированию

Кол-во часов
5 «а»

6 «а»

6 «б»

класс

класс

класс

3
4
2
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4

4

4

1

1

-

-

-

3
1
-

-

-

2
2

2
2

2
2
2

2
2
2

1
2
3

1
2
3

2
3

2
3

6
28

6
29

8
31

1

2

3

класс

класс

класс

3
3
2
3

3
4
2
4

3
4
2
4

2

1

-

-

4

2
1
3

1
1
3

1
1
3

1
1
3

2

2

2

2

7

21

21

21

21

6
28

-

2

2

2

1

1

1

1

21

23

23

23

29

29

30

32

1
3
2

1
3
2

1
3
2

1
3
2

0
3
3

0
3
3

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

31

33

33

33

39

39

40

42

0
3
3

0
3
3

8

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные предметы

Автор

Класс

Речевая практика

Комарова С.В. (ФГОС)

1-4

Русский язык

Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. (в 2-х ч.) (ФГОС)

2-4

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В.,

5

Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь (в

1

Чтение

2-х ч.) (ФГОС)
Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т.М. (в 2-х ч.)

2-4

(ФГОС)
Малышева З.Ф. (ФГОС)
Математика

Алышева Т.В. (в 2-х ч.) (ФГОС)
Перова МН., Капустина Г.М. (ФГОС)

Мир

природы

и Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. (в 2-х ч.)

5
1-4
5
1-4

человека

(ФГОС)

Природоведение

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. (ФГОС)

Рисование

Рау М.Ю., Зыкова М.А. (ФГОС)

1-4

Ручной труд

Кузнецова Л.А. (ФГОС)

1-4

5

Учебный план АООП (вариант 2)
9

Предметные
области

для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5 класс
Учебные предметы
Количество
часов в
неделю
V
1. Обязательная часть

1. Язык и
речевая
практика
2. Математика

1.1 Речь и альтернативная
коммуникация

2

2.1 Математические
2
представления
3.Окружающий мир
3.1 Окружающий
2
природный мир
3.2 Человек
2
3.3 Домоводство
3
3.4. Окружающий социальный
2
мир
4. Искусство
4.1 Музыка и
2
движение
4.2 Изобразительная
3
деятельность
5. Физическая
5.1 Адаптивная
2
культура
физкультура
6. Технологии
6.1 Профильный труд
7. Коррекционно-развивающие занятия
2
Итого
22
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
22
нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)
Коррекционные курсы
V
1. Сенсорное развитие
3
2. Предметно-практические действия
3
3. Двигательное развитие
2
4. Альтернативная коммуникация
2
Итого коррекционные курсы
10
Внеурочная деятельность: 5 дней 6
Всего к финансированию 5 дней 38

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».